На прошлой неделе министр культуры республики Тимур Сикоев представил коллективу Государственного академического ансамбля «Алан» своего преемника на посту его художественного руководителя – молодого 33-летнего хореографа и балетмейстера, выпускника ГИТИСа Валерия Суанова. «Возглавить один из главных танцевальных коллективов в республике – это большая ответственность. Я понимаю, что будет непросто, что мне придется применить все свои навыки и ресурсы, но я готов к этому и физически, и психологически, потому что осознаю, что ансамбль нужен нашему народу», – так прокомментировал «СО» этот резкий поворот своей творческой биографии новый худрук «Алана», получивший за последние несколько лет известность в республике как педагог-хореограф, танцор и постановщик ряда резонансных хореографических проектов, удостоенный не так давно звания заслуженного работника культуры РСО–А и успевший вдобавок поработать некоторое время в управлении культуры АМС г. Владикавказа.
Новость эта информационное поле республики буквально взорвала. И продолжает оживленнейше обсуждаться. Что и понятно: «Алан» – это не просто ансамбль с именем. Это лицо национальной хореографической культуры Осетии, ее «наше все». Или, как нынче говорят – бренд. Кто будет стоять у его «штурвала» и определять стратегии того, как этому бренду развиваться – вопрос далеко не праздный как для профессионального хореографического сообщества республики, так и для всех нас, рядовых зрителей. Так что по-своему было вполне закономерно, что назначение Валерия Суанова на пост худрука «Алана» вызвало в республике реакцию очень разноречивую, чему доказательство – и баталии, разгоревшиеся по этому поводу в «осетинском сегменте» Интернета. От «а чем он такое назначение заслужил, этот мальчик? Не рано ли было выписывать ему такой аванс?» до «наконец-то: пора и у нас в танцевальном искусстве смелее давать дорогу молодым и креативным, а не ждать, пока «многообещающему молодому таланту» 60 стукнет!..» Но куда важнее, наверное, совсем другое. То, что эти дискуссии в очередной раз подняли в республике еще одну непростую и, как подчеркивают многие именитые мастера нашей национальной хореографии, давно наболевшую тему: каким быть сегодня, в новом, ХХI веке осетинскому народно-сценическому танцу вообще и «Алану», в частности? Как развиваться? На что делать упор: на сохранение традиций и опыта, наработанного предшественниками, на педантичное соблюдение на сцене буквы этих традиций – или на поиск каких-то новых форм и «свежих взглядов» на осетинский танец, которые будут интересны и близки современному зрителю? А может быть, первое вовсе не исключает здесь второго? «Это действительно проблема, которая нуждается в широком обсуждении. Осетинский танец – это ведь не только симд и хонга. Если копнуть хотя бы чуть глубже ту же нашу историю, в том числе древнюю и средневековую, то для хореографа и балетмейстера, ставящего национальные танцы, работы тут – просто непочатый край. И поле это – еще почти непаханое, – так поделился, например, с «СО» своим видением этой темы народный артист РСО–А, худрук заслуженного ансамбля танца ГГАУ «Горец» Юрий Алборов. – Но многие ли наши хореографы ведут творческий поиск в этом направлении, читают специальную литературу, обращаются за профессиональными научными консультациями к историкам, этнографам, археологам? А такой поиск – дело интереснейшее. Мы в «Горце» им занимаемся уже не первый год, благодаря чему в нашем репертуаре появились «Тагаурский», «Туальский» и «Осетинский круговой» танцы, за пределами республики неизменно принимающиеся на ура… А что касается наших мастеров танца старшего поколения, то мы, продолжатели их дела, должны им быть глубоко благодарны за то, что они заложили основу современной осетинской народно-сценической хореографии. Каждый из них был глыбой, эпохой. Но, думаю, надо помнить и о том, что каждое новое поколение должно привносить в осетинский танец на сцене что-то свое. И, сохраняя его золотые традиции, в то же время чем-то его обогащать… «Эксперимент на сцене – это вовсе само по себе неплохо. Но наш национальный танец – это наше национальное достояние. Это зеркало нашей культуры, наших традиций, души нашего народа. Утратим мы опору на это – потеряем и себя, – считает в свою очередь народный артист РСО–А, худрук образцового ансамбля народного танца «Дети гор» Станислав Козаев. – Наш ансамбль регулярно выезжает за рубеж, на престижные международные фестивали фольклорного танца. И то, что в той же Западной Европе эти традиции сегодня размываются и истаивают под натиском стандартизованной «массовой культуры» – факт. Может быть, именно потому им там кавказские танцы так и интересны – не просто как экзотика, а как пример вот такой живой, необезличенной и не переродившейся в «просто шоу» традиции… А Госансамбль «Алан» для нас, других танцевальных ансамблей Осетии – эталон. На его планку мы ориентируемся в своей работе. Для него готовим кадры. И эта планка, в любом случае, должна держаться высоко». «Ничего страшного в новаторстве и в эксперименте на сцене нет. И не надо, я считаю, бояться обновлять репертуар того же «Алана». Если, скажем, взять Академический ансамбль танца Грузии, то у них в репертуаре сегодня – не одна программа, а целых три. И при необходимости они в одном отделении концерта без проблем могут показать зрителю фольклор, а в другом – модерн. Но должны быть определенные рамки, определенный, четко обозначенный коридор из которого здесь выходить просто нельзя, – убежден и заслуженный артист России, худрук ансамбля народного танца СОГУ «Иристон» Махарбек Плиев. – Традицию в национальном хореографическом искусстве сохранять надо обязательно. Без опоры на нее это будет уже не ансамбль национального танца, а варьете…» И все собеседники «СО», пожелав Валерию Суанову удачи на новом непростом посту, сошлись во мнении: тема эта заслуживает на страницах нашей газеты большого и подробного разговора. К которому «Эхо недели» и приглашает читателей. Ждем ваших откликов и комментариев! Автор статьи: Елена Толоконникова |