В Национальном музее РСО–А открылась выставка, посвященная памяти известного осетинского скульптора Даурбека Цораева Талантливый и самобытный скульптор с выразительным и ярким творческим «почерком», народный художник Северной Осетии Даурбек Цораев вписал в искусство нашей республики вдохновенную страницу не только в жанрах монументальной и станковой скульптуры, но и как замечательный мастер-прикладник, резчик по дереву. Около 80 его работ – в основном это как раз деревянная скульптура – и составили экспозицию выставки, посвященной памяти художника, которая открылась вчера, 10 декабря, в Национальном музее РСО–А. Инициаторами этого проекта стали близкие мастера, год назад ушедшего из жизни (и в первую очередь его вдова Людмила Цораева), а поддержку в проведении выставки, наравне с руководством Национального музея, оказало республиканское Министерство культуры. На церемонии ее открытия, собравшей немало известных представителей творческой интеллигенции Осетии, звучали теплые слова о том светлом следе, который оставил Даурбек Цораев в изобразительном искусстве Северного Кавказа. И, конечно, о нем самом – Мастере и Человеке…
– Помнится, мы повстречались с ним незадолго до его кончины, – поделился с «СО» воспоминаниями накануне открытия выставки и заслуженный деятель искусств Северной Осетии, искусствовед и писатель Анатолий Дзантиев. – В какой-то момент Даурбек неожиданно вспомнил о Беслане, о той невероятной, непостижимой беде, которая вдруг обрушилась на этот маленький городок. О беде, безжалостно унесшей десятки, сотни красивых, юных душ… «Как жить после такой трагедии – уму непостижимо!» – взволнованно говорил Даурбек. И вдруг высказал такое предположение: «После этой трагедии в Беслане обязательно появятся музеи изящных искусств – истерзанные горем люди будут поневоле стремиться к красоте, к прекрасному. Другого не дано, так устроен мир, так устроен человек. Я хотел бы преподнести свои скульптуры в дар такому музею, хотел бы, чтобы, глядя на них, люди хотя бы на время забывали о своем горе, чтобы искусство помогало врачевать людские души»…
Творчество Даурбека Цораева – плоть от плоти родного народа. Его имя вполне адекватно тому понятию, которые мы вкладываем в слова «народный художник, народный скульптор». Он любил создавать образы, подмеченные в осетинском патриархальном сельском быту, и те, что связаны с миром кавказской природы. Работал, в основном, в дереве – материале, требующем от ваятеля большой сосредоточенности и точности, но в то же время предельно выразительном, теплом и благородном, способном отразить все движения авторской души. А душа у художника была точно у малого ребенка – бесхитростной, легко ранимой и, одновременно, кристально чистой, доброй, отзывчивой, способной лишь на благие, светлые дела. Таким навсегда и остался Даурбек Цораев в памяти знавших его людей – знакомых, коллег, друзей.
А еще, конечно, остался он в ней как автор памятника павшим героям Великой Отечественной войны в Куртатинском ущелье Осетии, который запечатлел боевого друга-коня, сиротливо оставшегося без седока. Памятника, заслуженно получившего всемирное признание…. |