поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
Автор: 00mN1ck / 25 сентября 2007 / Категория: Авторские статьи
Зураб Магкаев (Елиханов)
В этом году исполняется 255 лет со дня завершения визита в Петербург первого осетинского посольства во главе с Зурабом Магкаевым-Елихановым. Родиной Зураба являлось селение Зарамаг. Оно расположено в одноименной котловине высокогорной Осетии. Труднопроходимое, узкое Касарское ущелье соединяло Туалгом с остальной частью Алагирского общества; через него проходил важный военно-торговый путь с равнин Северного Кавказа в Закавказье и далее - на Ближний Восток. Название ущелья происходит от арабского къасара “крепость”, “замок”, “дворец”. Иными словами, топоним Касарагом переводится как “крепость-ущелье”. Действительно, сама природа “поработала” над системой обороны ущелья. Горные теснины нелегко преодолеть и в наши дни.
Отметим также, что в Касарском ущелье 69 боевых башен; для сравнения: во всем Алагирском ущелье - 138, в Тагаурии - 43, в Куртатинском ущелье - 66, в Дигории - 29.
Важное стратегическое положение издавна привлекало к ущелью внимание древних народов. Не исключено, что здесь какое-то время находились скифы. Во всяком случае название расположенного рядом ущелья Закка созвучно с названием саков (скифов) Средней Азии. В.И. Абаев и Б.А. Калоев считают “такое предположение правомерным со всех точек зрения”.
Касарское и окружающие его ущелья играли важную роль в истории осетинского народа. Не смотря на суровые условия жизни, они были достаточно плотно заселены. Архимандрит Пахомий в докладе Синоду от 12 июля 1745 года сообщал: “А которая речка называется Ардани, она речка посреди Осетии течет, по ней же великие жилища лежат и народу множество есть Касра называется...”
Основной замок в Зарамаге принадлежал Магкаевым-Елихановым - самой влиятельной фамилии Наро-Мамисонской котловины в позднем средневековье. В последней трети XVII в. они поддерживали дружеские отношения с карталинским царем Георгием XI и его братом Арчилом. Георгий и Арчил неоднократно бывали в горах Осетии, в том числе и в Зарамаге. Отсюда Арчил добивался возвращения утраченного имеретинского престола и устанавливал связи с Россией. Где-то здесь Арчил написал и свою поэму “Спор между Таймуразом и Руставели”. Для закрепления союза с осетинами Георгий XI породнился с ними. По данным капуцинского монаха Диониджо Карло, прибывшего в Тифлис в 1681 г., Георгий XI “своего единственного сына женил на дочери осетинского мтавара. Осетины гордый народ, живут обособленно в лесах и охотятся на медведей и прочую дичь. Благодаря этой женитьбе Георгий в нужное время найдет там убежище и окажет сопротивление персам”. Грузинский царь умер в Зарамаге и с почестями был похоронен у стен замка Магкаевых во дворе Хесы дзуар.
В 1688 г. в Картли воцарился Ираклий I. Сыновья Арчила - Александр (впоследствии соратник Петра I и первый фельдцейхмейстер русской артиллерии) и Мамука скрывались в осетинском ауле Зарамаге. Когда же Ираклий по требованию проиранских кругов послал чиновника Бардзима с войском для захвата детей Арчила, осетины во главе с Магкаевым (Елихановым) вынудили вернуться их ни с чем. Детей Арчила отправили в Дигорию. В 1703-1724 гг. в Картли правил Вахтанг VI, хорошо знавший Осетию, ибо с дядей Арчилом не раз находил убежище в Зарамаге и Дигории.
Часть “осетинских дворян” Елихановых в 1719 г. переселилась в Грузию. В течение XVIII в. туда же прибыли “осетинские дворяне Годобрелидзе ... Шалмеликисшвили, осетинские дворяне из Двалети”.
Один из Магкаевы-Елихановых - Зураб - воспитывался при грузинском царском доме. Став видным политическим деятелем, он играл при Вахтанге VI большую роль. Архимандрит Пахомий в донесении Синоду от 12 апреля 1745 г. сообщал о Зурабе: “В Касарском ущелье “между ими знатной фамилии есть один ... и оному главному имя Зураб. У грузинского царя в доме воспитан и диалект грузинский хорошо знает, такой же и божественное писание знает же и как в сих местах, так и во всей Осетии он знатный человек и знают ево от самых горских черкасов по тракту до внутри Осетии. Главные люди все ему родственники и свойственники и сей Елиханов и в России бывал ...”.
По свидетельству иеромонаха Ефрема, Зураб при Вахтанге был казначеем; вместе с ним отправился в Россию, жил в Москве и Санкт-Петербурге, в Осетию выехал в 1734 г. По данным синодальной канцелярии, З. Магкаев-Елиханов “послушных имеет около 3-х тысяч человек”.
О знатности Зураба свидетельствует его брак с дочерью “Келмемеда Бадилидзева” - крупного дигорского феодала, по словам иеромонаха Ефрема (1746 г.), “по тамошнему их званию...алдар уаздан, то есть по русски господин, дворянин”. Как выяснила летом 1750 г. канцелярия Синода, “Зураб Елиханов, живущий в Касровском уезде в селе Зарамаке... тутошний подлинно старшина и знатной фамилии... И имеет де он, Зураб, над тамошним Касровского уезда народом старшинство по общегласному того народа выбору, почему и послушных себе имеет подлинно около 3-х тысяч человек. Да и протчие де осетинских мест жители ево, Зураба, почитают за знатного старшину и почтенного человека и советов ево слушают”. О характере власти Зураба можно судить по тому, что “все осетины (Туалгома - Ф.Г.) ни царя, ни князя, ни инаго какого владетеля над собою (кроме старшин, коих они сами себе в старшинство из фамильных между собою умных и честных по природе людей выбирают) никого не имеют”.
По имеющимся данным, первыми жителями Верхнего и Нижнего Зарамага, помимо Елихановых-Магкаевых, являлись Мамитовы, Кайтмазовы, Текаевы, Сикоевы, Абоевы и Кудзаговы. Все они в случае военной опасности спускались на помощь к своим землякам в Алагирском ущелье. В средние века в Касарском ущелье находился наблюдательный пост, через который из Нузала на большие расстояния передавался сигнал тревоги жителям Зарамага.
В 1771 году в Верхнем и Нижнем Зарамаге насчитывалось 200 дворов, в 1886 - 98, в 1900 - 98, в 1921 - 118, в 1927 - 57. Сокращение численности населения в конце XIX века связано с переселением на равнину. Основным занятием населения в ту пору являлось скотоводство. Минеральные источники, которыми богаты окрестности Зарамага, еще практически не использовались. Показателен в этом отношении фрагмент заметки из газеты “Терек” за 1915 год: “Окрестности селения Зарамаг изобилуют многочисленными минеральными источниками, которыми пользуются пока только местные жители - горцы, да и скотина последних, которая до того привязана к минеральной воде, что другой воды не пьет совершенно и в пору весеннего и летнего разлива рек, рискуя жизнью, переправляется через них, чтобы попасть к такому источнику”.
С начала ХХ в. Зарамаг постепенно превращается в один из центров туризма на Кавказе. Как заметил тогда С. Каргинов, “ежегодно по Алагирскому ущелью тысячами, если не более, проходят туристы и экскурсанты”. Специально для них на поляне в урочище святого Николая и в селении Зарамаг открыли несколько “домов с номерами для проезжающих, где можно иметь обед и номер от 1 руб. до 1 руб. 50 коп. в сутки. При доме для проезжающих в ауле Зарамаг в специальной для этого комнате имеются коллекции полезных ископаемых, минеральных богатств и т.д. Там же можно иметь хороших проводников-альпинистов, по преимуществу, из местных жителей-охотников”.
В наши дни селение получило широкую известность в связи со строительством Зарамагской ГЭС.
Феликс ГУТНОВ
P.S. В честь 255-летия со дня завершения визита первого осетинского посольства в Санкт-Петербург, потомки главы посольства - Зураба Магкаева (Елиханова) решили открыть памятник Зурабу. Памятник создан тремя скульпторами - О.Г. Царгасовым, С.Ч. Цахиловым и С.Т. Тавасиевым. Его открытие состоится в Зарамаге 29 сентября 2007 г.

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru