поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Мифопоэтический комплекс сна в осетинской традиционной культуре (на материале стихотворения Коста Хетагурова «Лæгау»)
Автор: 00mN1ck / 12 июля 2011 / Категория: Авторские статьи, Культура
Составляя в среднем около одной трети человеческой жизни, сон представляет собой такой род деятельности (точнее, вынужденного бездействия), который не может оставаться вне культурного осмысления. В современной гуманитарной науке существует достаточно обоснованное мнение о том, что с точки зрения традиционного сознания сон равносилен смерти. Известный исследователь славянской традиционной культуры Н. И. Толстой в этой связи отмечает: «Как смерть, по народным представлениям, не является концом жизни, а лишь переходом ее в другое состояние, так и сон есть временный переход в другое состояние, в «параллельную жизнь», ... сон - посещение «того» света,... сон - это открытие границы между тем и этим светом» [1, 91]. Тем самым для традиционной культуры сон становится основой метафизики, взглядом в потусторонний мир, опытом освоения неизведанного.
Роль мифоэпической традиции в формировании романного мышления осетин
Автор: 00mN1ck / 13 июня 2011 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Осетинское романное мышление формирует свою философию общества, свою философию истории. И тем самым оно реализует свою сущность как тип художественного мышления, а не только как способ мышления. И осуществляет это многообразно, в том числе и через художественное решение социальных и психологических проблем человека, т.е. через сложнейшие антропологические искания.
Сущность же художественной концепции, как и философии человека, заключается в том, что на сложные вопросы о человеческом бытии и человеческой сути отвечает однозначно: человек самоутверждается в мире, преодолевая сопротивление обстоятельств, т.е. проявляя важнейшее человеческое качество — социальную активность — в утверждении своих жизненных позиций. Только так происходит движение к возвышенной нравственной цели — к совершенствованию внутреннего мира личности, к обогащению типа связи человека с миром, движение к идеалу.
Хъысмæт æвзарыны фæрсынад
Автор: 00mN1ck / 14 марта 2011 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
      Ногбоны канд ирон адæмы нæ, фæлæ бирæ адæмты хьуыдымæ гæсгæ, алы хæдзармæ дæр æрмаест хæрзгæнæг нæ, фæлæ фыдгæнæг тыхтæ дæр æмхиц вæййынц, æмæ дыккæгтæй хи бахизынæн арæзт цæуынц алыхуызон мадзæлттæ.
      Бæрæгбонмæ æнхъæлмæ кæсынц стырæй, чысылæй, сылгоймагæй, нæлгоймагæй. Алчидæр æнæмæнг хорздзинæдтæм, хорз амæндтæм, æнтыстытæм, бæркадмæ, æнæниздзинадмæ æнхъæлмæ кæсы. Скæнынц дзаг фынгтæ, ног дарæстæ, ома нæ Ногбон азы райдайæны куыд сыгъдæг, æппæтæй æххæстæй æрæййафа, æгас аз дæр ныл афтæмаей цæудзæн, зæгъгæ. Бирæ лыстæг хъуыддæгтæ вæййы уыцы бон, æхсæвы, æмæ алчидæр архайы, куыд хуыздæр уа, афтæ. Уæлдай цымыдис вæййынц хæдзары бинонтæ, сæ фидæны царды дарддæры цыдмæ, ома сæ хъуыддæгтæ, уавæр, сæ хорæрзад, фосы конд куыд уыдзысты ног азы, уый базонынмæ алы фæрæзты руаджы. Раздæр-иу кастысты уæны, фарстой цыкурайы фæрдыджы, пайда кодтой хъæдуры гагатæй...
Изображения на оленных камнях (реконструкция семантики)
Автор: 00mN1ck / 13 марта 2011 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Изображения на оленных камнях (реконструкция семантики)      Древнейшими памятниками искусства ранних кочевников Евразии являются так называемые оленные камни – стелы преимущественно с изображениями «солнечных» оленей, а потом и коней – персонификациями солнца. Все они рассматриваются в рамках раннескифского или скифского звериного стиля. Отмечено сходство в изображениях оленей от Монголии до Кавказа – олени в жертвенных позах – с клювовидными мордами, на «цыпочках», с вытянутыми губами, «отмеченным» ухом (Фæсхъæу, Лисгор, Урс-Дзуар) а также: топоры кобанского типа, кинжалы сарматского типа и т.д.
      Имеется достаточно большое количество исследований семантики изображений на камнях. Но до конца этот вопрос не считается изученным: на древнейших из них встречаются предметы неизвестного назначения, многие изображения у разных авторов имеют разное толкование.
      Для выяснения семантики подобных изображений важным является, во-первых, обращение к эпохе предшествующей кочевой демократии, т.е. к идеологическим установкам охотничьего периода хозяйствования, где важнейшим промыслом считалась охота на дикого северного оленя – именно он является центральной сюжетообразующей фигурой и скифского звериного стиля и кобано-тлийского графического искусства – персонификацией женского божества – Солнца, во-вторых, обязательным является обращение к мировоззренческому наследию Русского Севера – алтайских, монгольских народов, народов севера Евразии в наиболее полной форме сохранившие мифы и ритуалы связанные с северным оленем, т.к. с древнейших времен охота на северного дикого оленя были основной в их хозяйственного уклада. Далее, в 3-х, следует обратиться к сакской (массагетской) традиции, наиболее красочно иллюстрирующая раннескифские сюжеты «звериного стиля» (изображения оленей в жертвенных позах).
Джермугъы бæрæгбон
Автор: 00mN1ck / 9 марта 2011 / Категория: Культура, Религия
     Ирон адæмы рагфыдæлтæ кувæг æмæ уырнаг адæм кæй уыдысты, уымæ гæсгæ ис нæ пантеоны уыйбæрц бæрæгбонтæ дæр.
     Фыдæлтæй нæм баззад ахæм загъд: хох дзуарджын у, быдыр – æлдарджын. Хох дзуарджын кæй у, уый бæрæг у, нæ хохаг хъæуты цы кувæндæттæ ис, уыдонæй.
     Кувæндæттимæ баст бæрæгбонтæ нысан кæныны фæтк æмæ се ‘гъдæутты бындур уыд рагон зæхкусæджы хæдзарадон куысты фæлтæрддзинад; адæм, æрдз æмæ æрдзон фæзындтытæм сæ хъус кæй дардтой, уыдоны ивæнтæй хатдзæгтæ кæй арæзтой, уый фæстиуæг.
     Бæрæгбонтæ нысан кæнын ирон адæмы ‘хсæн дих кæны цалдæр хуызыл. Ис æппæтадæмон ирон бæрæгбонтæ, ис мыггагон, стæй хицæн кæмтты æмæ хъæуты бæрæгбонтæ дæр.
     Æрмæст Тылийы комы, Гудисы комы æмæ Ципраны комы цæрджытæ кæй нысан кодтой ивгъуыд æнусты, ахæм бæрæгбонтæй иуыл нымад цыд Хуссар Ирыстоны Джермугъы зæды бæрæгбон.
     Джермугъ у бæрзонд хохы ном, Леуахийы цæугæдонмæ хæстæг – рахиз фарс, Уанелы хъæуы цур.
Аксиологические доминанты художественного мира К.Л. Хетагурова-драматурга
Автор: 00mN1ck / 1 марта 2011 / Категория: Авторские статьи, Культура
Аксиологические доминанты художественного мира К.Л. Хетагурова-драматурга     Размышляя о таинственной природе божественного дара великого таланта К.Л.Хетагурова, о его пророческом видении мировых проблем, возникает вопрос: каковы же ценностные предпосылки художественного творчества классика осетинской литературы? Применение критерия «ценность» органично аксиологической природе литературы, где ценности являются стержнем художественного произведения.
     В аксиосфере К.Л.Хетагурова главенствующее положение занимают этнические ценности осетинского народа, которые способствовали формированию мировоззрения писателя и обусловили направление его общественной и литературной деятельности.
     Не менее значимы в его творчестве гражданские ценности, идеалы свободы, равенства, братства – демократические, гуманистические идеалы, относящиеся к общечеловеческим ценностям и имеющие своей целью не революционное разрушение, а созидание. Во имя гражданских ценностей Хетагуров жертвовал личной свободой и благополучием.
Образ Ацамаза-музыканта в Нартовском эпосе
Автор: 00mN1ck / 22 февраля 2011 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Образ Ацамаза-музыканта в Нартовском эпосе      Нартовский эпос – монументальный эпос осетинского народа. По всеобщему признанию, – это одно из величайших творений человечества, «вершинное достижение поэтического слова, он стал всеобщим достоянием». Нартские сказания – это художественное воплощение духа, мудрости и исторического бытия народа, создателя монументальной эпопеи.
     С именем Ацамаза связано в эпосе несколько сюжетов, условно их можно разделить на следующие группы: 1) сказания о мести Ацамаза за смерть отца; 2) сказания о женитьбе Ацамаза; 3) сказания о других подвигах и смерти героя. Остановимся на сказаниях второй группы, в которых Ацамаз предстает перед нами не как воин, а как романтический герой, как музыкант.
О символике пространства поведения в погребально-поминальной обрядности осетин
Автор: 00mN1ck / 18 февраля 2011 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
     При рассмотрении аспектов традиционной культуры, несомненно, нельзя оставить без внимания проксемический аспект этноповедения, зафиксированный в традиционных пространственных представлениях, обычаях, обрядах и ритуалах. Пространство поведения семантически структурировано, и действия в нем субъектов осетинского общества однозначно регламентируются обычаями, обрядами и ритуалами. Символика пространства поведения представляет собой синтетическое выражение традиционного образа жизни осетин во всем диапазоне его проявлений: от языческих обычаев природопользования до норм этикета, в которых в имплицитном неявном виде нашли отражение нормы и модели поведения, обусловленные традиционным природопользованием.
     Вопрос символики пространства поведения, основанной на горском этикете, и связанных с ним обычаях, обрядах и ритуалах чрезвычайно интересен.
"Ирондзинад" как особый тип мировоззрения осетин
Автор: 00mN1ck / 2 января 2011 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Сегодня осетиноведение - это отрасль мировой науки, исследующая очень важную часть общечеловеческой культуры в разных сферах теоретического и прикладного знания. И задача заключается в том, чтобы с позиций высокого уровня современного знания изучить общие теоретические, базисные основы, породившие именно данный тип общечеловеческой культуры.
С этой точки зрения весьма важно актуализировать исследования общеметодологического, философско-мировоззренческого характера, которые помогут понять и представить осетиноведение как современную отрасль мировой науки.
В данном контексте представляются актуальными постановка и решение проблемы ирондзинад-а. как особого типа мировоззрения осетин.
Общественно-политическая значимость искусства Азанбека Джанаева в системе нациостроительства осетинского народа
Автор: 00mN1ck / 27 декабря 2010 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Азанбек Джанаев (автопортрет)Национальная культура выступает в качестве одного из основных нациоформирующих, нациоопределяющих признаков. Наиболее ярко национальная культура, её особенности проявляются в искусстве и в частности в изобразительном искусстве. В этом отношении нельзя не согласиться с известным высказыванием о том, что искусства для искусства, чистого искусства не бывает. Героическое в системе эстетических категорий так же наиболее наглядно проявляется в художественном изобразительном искусстве.
Настоящий художник не может творить отвлеченно от происходящих в окружающем его мире явлений и процессов от тех социально-политических целей, проблем, задач, которые стоят перед обществом и идей овладевающих сознанием большинства его членов. Подлинное искусство посредством художественных образов, через воздействие на зрительный нерв позволяет донести актуальные идеи прошлого, настоящего, ориентиры будущего развития общества до глубин человеческого сознания и даже подсознания. Данное чувственное восприятие тех или иных образов, идей, социально-политических, исторических процессов отображенных в художественной форме порой оказывает не менее сильное воздействие на развитие как мифологического, так и научного мышления индивида или психического склада этноса, нежели теоретические, научные изыскания, посвященные тем же явлениям и включающие в себя большой массив эмпирических данных. Поэтому изобразительное искусство, как одно из наиболее ярких, наглядных проявлений национальной культуры, способствует формированию мировоззренческих начал в человеке и тем самым оказывает значительное влияние на развитие национального самосознания народа в целом.
Этнокультурные контакты в музыкальном фольклоре осетин
Автор: 00mN1ck / 21 мая 2010 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Этнокультурные контакты в музыкальном фольклоре осетинБогатая устная традиция Осетии, сохранившая в памяти народа великолепные образцы музыкально-поэтического творчества, дала возможность исследовать и выявить исключительное своеобразие и самобытность национального музыкального искусства. Вместе с тем, одной из важных и интересных проблем в процессе исследования музыкального фольклора Осетии, а также знакомства с историческими и этнографическими данными стало определение некоторых общих черт его с фольклором соседних народов Северного Кавказа.
Многовековое соседство народов Северного Кавказа, их политические, экономические, культурные взаимосвязи, а также сравнительное сходство социально-исторического развития и природно-географических условий, несомненно, оказались главными причинами сходства как материального и общественного существования, так и общности некоторых черт духовной жизни.
Антропонимы предания об Ос-Багатаре
Автор: 00mN1ck / 16 мая 2010 / Категория: Авторские статьи, Культура
Антропонимы предания об Ос-БагатареСреди фольклорных памятников осетин особое место занимает предание об Ос-Багатаре — пожалуй самое распространенное произведение устного народного творчества осетинского народа. Причины такой популярности коренятся в особенностях генезиса предания, сложившегося на основе синтеза: 1) этногенетической легенды о происхождении осетин с главным героем этнархом Осом; 2) цикла легенд и преданий об Ос-багатаре, древнейшем из циклов о борьбе с внешними врагами; 3) рассказа о сыновьях Багатара — предания, отразившего социальную структуру Алагирского общества в послемонгольский период.
Флаг в семейной обрядности осетин
Автор: 00mN1ck / 26 марта 2010 / Категория: Гербы и Флаги, Культура
Флаг в семейной обрядности осетинСфера материальной культуры охватывает вещи, совмещающие в себе бытовые и символические функции. В зависимости от того, какие свойства преобладают в данный момент —«вещность» или «знаковость», можно говорить об их истинном значении. К числу таких вещей относится флаг и его варианты. В семейно-бытовой обрядности осетин флаг занимал важное место, однако в литературе этот вопрос обойден глубоким молчанием. Все это и побудило подробно осветить функции флага и тем самым попытаться раскрыть еще одну малоизвестную страницу народной культуры.
В осетинском быту флаг представлен несколькими разновидностями, отличающимися по форме, размеру, цвету и декору. В средневековых хрониках, иконографии и историческом фольклоре осетин он выступает как атрибут военного дела.
Образ покровителя охоты в осетинской мифологии
Автор: 00mN1ck / 3 февраля 2010 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Виктор Цаллагов. АфсатиОбразы божеств и покровителей охоты, лесных духов, широко распространены в мировой мифологии. У народов Западного и Восточного Кавказа получил широкое распространение культ Афсати. Имя покровителя охоты у кавказских горцев встречается почти с аналогичными названиями: у сванов – Апсат, у балкарцев и карачаевцев – Апсати, у абхазов – Ажвейпаша, у адыгов – Мозтых, у чеченцев и ингушей – Елта [5:249]. Согласно высказыванию Т.А. Гуриева, имя древнего хозяина скота (Pasupati) образовано от pasu – «скот» и pati – «господин», «хозяин». Отсюда – Апсати – Афсати – Всати.
Осетинский детский фольклор в обучении и воспитании детей
Автор: 00mN1ck / 1 февраля 2010 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Осетинский детский фольклор в обучении и воспитании детейВозможности использования устного народного творчества в современном образовательном процессе многообразны. Неслучайно, как бесценное наследие, достались нам удивительные перлы осетинского словесного фольклора.
Гениальность народа, который их создал, состоит в том, что он придумал культурный код, универсальную, стройную систему, с помощью которой культивировались нравственные и эстетические ценности, закреплялась мораль в сознании людей, оказывалось воспитательное, развивающее воздействие на подрастающее поколение детей.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Танец… на крупе лошади
  • Мариинские вечера
  • В Сочи стартовала V ежегодная конференция «Взгляд в цифровое будущее»
  • О родном слове
  • Популярность точек доступа Wi-Fi, построенных по проекту устранения цифрового неравенства, резко выросла после обнуления тарифов
  • Аншлаг за аншлагом
  • Заслуженному артисту РФ Бексолтану Тулатову – 85
  • Директором по организационному развитию и управлению персоналом МРФ "Юг" ПАО "Ростелеком" назначен Павел Бугаев
  • Константин Боженов возглавит работу с корпоративным и государственным сегментами в «Ростелекоме» на Юге
  • "Разговор с Отечеством"
  •   Архив
    Октябрь 2017 (32)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
    Июнь 2017 (44)
    Май 2017 (36)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru