А. Б. Бритаева, к.ф.н. Нартовский эпос – монументальный эпос осетинского народа. По всеобщему признанию, – это одно из величайших творений человечества, «вершинное достижение поэтического слова, он стал всеобщим достоянием». Нартские сказания – это художественное воплощение духа, мудрости и исторического бытия народа, создателя монументальной эпопеи. С именем Ацамаза связано в эпосе несколько сюжетов, условно их можно разделить на следующие группы: 1) сказания о мести Ацамаза за смерть отца; 2) сказания о женитьбе Ацамаза; 3) сказания о других подвигах и смерти героя. Остановимся на сказаниях второй группы, в которых Ацамаз предстает перед нами не как воин, а как романтический герой, как музыкант. Сочетание безграничной храбрости в бою с особой любовью нартов к искусству – музыке, песням и пляскам – составляет одну из характерных особенностей нартского эпоса. «Нарты высоко ценили искусство, – пишет Ш.Ф.Джикаев [1]. Сюжет о создании арфы (дыууадæстæнон фæндыр) Сырдоном потрясает своим трагизмом. Героя постигает страшное горе – его сыновья погибают от руки врага. Пребывая в глубокой печали, он создает из костей и сердечных жил детей фандыр – двенадцатиструнную арфу, которую Нарты приняли как величайший дар и сокровище. Не менее поэтичным является и создание великим героем Созрыко хъисынфæндыра – скрипки, – струнами которой стали волосы из золотой косы возлюбленной. Но гением музыкального искусства Ш. Джикаев называет лучезарного героя Ацамаза. Его музыка имеет силу и свойства весеннего солнца: от ее воздействия пробуждается и цветет природа, радуются обитатели лесов и морей, в сердце гордой красавицы вспыхивает пламя любви [2]. В.И. Абаев, назвал меч и фандыр – двойным символом Нартов, который является показателем гармонии этики и эстетики творцов эпоса [3]. Как было сказано выше, наибольший интерес представляет сказание о сватовстве и женитьбе Ацамаза на Агунде. В этом сказании Ацамаз выступает, как дивный певец и музыкант, зачаровывающий всю природу игрой на свирели. Сказание сохранилось в нескольких вариантах («Уази фурти зар», «Нарти кæстæр Уазими фурт минги Ацæмæзи зар», «Аци фурт Ацæмæзи зар», «Ацæмæзы ускуырд» «Адæкези кизгæ Уазæвтауæ» и др.), но наиболее интересным является вариант «Нарти Ацæмæзи зар» [4], записанный Махарбегом Тугановым. В.И. Абаев писал об этом сказании: «Пронизанная с начала до конца солнцем, радостью…, отличающаяся несмотря на свой мифологический характер яркостью и рельефностью психологических характеристик и живостью бытовых сцен, полная образности, соединенной с непогрешимым чувством меры, изящно простая по содержанию и совершенная по форме эта «Песнь» может быть названа по праву одной из жемчужин … народной поэзии» [5]. В осетинском нартовском эпосе Ацамаз – певец и музыкант, обладатель чудесной золотой свирели. Он наделен эпитетами: «удалой», «неутомимый музыкант». В лице Ацамаза в эпосе дается образ сладкозвучного певца и музыканта, играющего на вечной золотой свирели. Сказание об Ацамазе, богатое своеобразной красотой, по теме – оживление природы – перекликается с греческими легендами об Орфее, имя которого овеяно легендами. Его семиструнная лира и божественный голос проникали в души людей, дикие звери выходили из своих логовищ и следовали за ним, стихийные силы природы повиновались ему. Обратимся к тексту сказания. «Ацæйы фырт чысыл Ацæмæз рахаста йæ фыды хæзна, æнусон сызгъæрин сауæфтыд уадындз. Схызти Сау хохмæ. Бæрзонддæр къæдзæхыл æрбадти æмæ зарынтæ байдыдта уадындзæй. Ацæмæзы зардмæ сæрджын сагтæ уæд галхъæлæсæй уасын байдайынц, сæ сыкъатæ бæрзонд сисынц æмæ лыстæг расирынц. Сау хъæды сычъитæ чъыллипп кафт кæныныл схæцыдысты. Сау хохы сау нæл сæгътæ æрызгъордтой сау айнæгæй æмæ диссаджы хъæзтытæ æмæ кæфтытæ систой, уырынгсыкъа галдзæбидыртимæ рог симд кæнын байдыдтой. Хъуазтæ æмæ, дын, сæгуыттæ Туацъæйы былмæ куы разгъорынц, уым куы амбырд вæййынц, сыкъайæ хъазын куы сисынц». И далее: «Ацæйы фырт чысыл Ацæмæз ноджы рæсугъддæр базары, æмæ æнæхъæн дунетæ æрыхъал вæййынц: æнусон цъититæ тайын куы байдайынц; уынгæг кæмтты хæххон уайаг дæттæ хæл-хæлгæнгæ уæрæх быдыртæм згъорынтæ куы сисынц. Уалдзыгон хур йæ рæсугъд цæстæй æгас дунемæ хъæлдзæгæй уæд куы ракæсы; сыгъдæг уæлдæфмæ алы адæймаг дæр йæ уæнгтæ уæд аивазы. Æмæ йæ фæтæн риуы дзаг уæд куы сулæфы» [6]. Песня героя, подобно весне пробуждает и зачаровывает природу – «заставляет таять вечные ледники, покрываться зеленой травой горы и поля… » [7]. Мотивы Нартского эпоса использовались многими писателями. Это роман «Слезы Сырдона» Н. Джусойты, «Седьмой поход нарта Сослана» М. Булкъаты. Если обратиться, например, к жанру литературной сказке, которая являлась предметом нашего многолетнего исследования, то, несомненно, прозвучат такие имена и произведения: «Дзег сын Дзега» и «Сын бедняка и злой алдар» С. Бритаева, «Приключения Солнечной девочки нартов» А. Батырова. В самой известной из сказок Созырыко Бритаева – «Дзег сын Дзега» обнаруживается множество известных фольклорных мотивов, архетипических констант и пр. Известный мотив, заимствованный автором из цикла Ацамаза в «Нартском эпосе» – мотив волшебной свирели. Дзег с помощью волшебной свирели, подаренной ему покровителем зверей Афсати, смог собрать выкуп за невесту, так же, как Аца с помощью Афсати смог собрать калым – сто оленей-однолеток. Одним словом, можно провести четкие параллели между сказкой и эпосом в разных аспектах: в плане общности мотивов и сюжетов, однотипности героев, которая проявляется и в том, что и Дзег сын Дзега и Ацамаз сын Аца, еще с детства почувствовали в себе необыкновенную силу. Здесь четко прослеживается мотив богатырского детства героев; и Дзег и Ацамаз являются солнечными героями… В.И. Абаев отмечал, что «Рассматриваемое сказание ставит Ацамаза в ряд знаменитых певцов-чародеев: Орфея в греческой мифологии, Вейнемейнена в Калевале, Горанта в «Песне о Гудруне», Садко в русской былине». При этом он обозначил, что «осетинский Орфей типологически отличен от своих европейских собратьев и, может быть, древнее их» [8]. Итак, сказание о женитьбе Ацамаза является вариацией весеннего мифа, а сам герой выступает здесь воплощением солярного божества. Литература: 1. Джыккайты Ш.Ф. Нæртон лæг æмæ нæртон намыс // Ныхасы фарн: Зонадон уацтæ æмæ эссе. Дзæуджыхъæу, 1966. – С.87. 2. Там же. С. 87-88. 3. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин // Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990. – С. 202. 4. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Т. 4. – Дзæуджыхъæу, 2007. – С. 348-357. 5. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин. – С. 199. 6. Нарты кадджытæ. – Орджоникидзе, 1975. – С. 260-261 7. Калоев Г.З. Нартовский эпос осетин 8. Абаев В.И. Нартский эпос осетин // Нартский эпос: Материалы совещания 19-20 октября 1956 г. – Орджоникидзе, 1957. – С. 126.
Вопросы литературы и фольклора. Сборник научных статей. Выпуск IV. Владикавказ 2010
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |