Л. К. Галанина: Объектами кровавых жертв являлись лошади, домашний скот, а иногда и люди.
Общественные культовые обряды отправлялись вождями. Своеобразную жреческую касту составляли маги-прорицатели, обладавшие даром истолковывать волю богов с помощью гадания на пучках ивовых прутьев и липовой коре. К их услугам нередко прибегали скифские цари, желавшие выявить злоумышленников или просто избавиться от неугодных им лиц. (69: 40)
Б. Н. Граков: Имена скифских божеств почти все объяснимы от иранских корней. Двум божествам — Гераклу и Арею — не дается скифских имен. Впрочем, сопоставляя генеалогические легенды, нетрудно увидеть, что Геракл — это скифский Таргитай, бог-родоначальник. Арей почитался в виде короткого меча — акинака. Позднейшие писатели считали это название именем бога. Но это скорее был фетиш, олицетворявший бога войны Арея греков. Геродот утверждает, что только ему ставились алтари, а другие боги не имели алтарей, храмов и статуй. Арею алтари воздвигались в каждом номе в виде огромных постоянно подновлявшихся куч хвороста. Остальным богам приносили в жертву всех животных, особенно лошадей, но отнюдь не свиней, которых скифы не разводили. Жертву душили особым приемом. Мясо жертвенных животных варили в больших медных котлах, употребляя вместо дров их же кости. Если котла под рукой не было, то мясо набивали в желудок животного и готовили в нем на костях. (4: 82)
А. П. Смирнов: Геродот рассказывает и о жертвоприношениях богам: «...жертвенное животное ставят со связанными передними ногами, а приносящий жертву, стоя позади животного, тянет за конец веревки и опрокидывает его на землю; в то время как животное падает, он взывает к тому божеству, которому приносит жертву, затем накидывает петлю на шею животного, поворачивает палку, вдетую в петлю, и удавливает животное... удавив животное и содрав шкуру, жертвоприноситель приступает к варке мяса... В жертву приносится всякий скот, а особенно лошади».
От описанного порядка жертвоприношений отличался культ бога войны Ареса. Вот как он описывается: «В каждой области по околоткам построены у них следующие святилища Ареса: связки хвороста накладывают одна на другую на пространстве трех стадий в длину и ширину, а в высоту несколько меньше; наверху устраивается четырехугольная площадка; три стороны кургана делаются отвесными, а с одной есть доступ. Ежегодно приводят полтораста возов хвороста, потому что от непогоды это сооружение постоянно оседает. На каждом таком кургане водружен старинный железный меч, и он-то служит кумиром Ареса. Этому мечу они ежегодно приносят в жертву рогатый скот и лошадей и еще большие жертвы приносят, чем другим богам, а именно: из числа пленных врагов приносят ему каждого сотого мужчину, но не тем способом, как скот, а по-другому: совершив возлияние над головами жертв вином, они режут их над сосудом, а затем несут кровь на вершину кучи хвороста и обливают ею меч; наверх они несут кровь, а внизу у святилища совершают следующее; отрубив у всех убитых людей правые плечи с руками, бросают их в воздух, затем, совершив другие жертвоприношения, удаляются, каждая рука остается там, где упадет, а туловище лежит отдельно». Трудно придумать более символичное, более выразительное и обнаженное в своем значении изображение бога войны, чем меч, обагренный кровью пленных, — бог войны получает от плодов своих. И еще раз напомним здесь об экономическом значении войн у ранних скифов.
Отражены в религии и другие стороны деятельности скифов, уже чисто хозяйственные. Несомненно, что культ Геи-Апи (Земли) и Аполлона-Гойтосира особенно был развит у земледельцев. Письменные источники говорят об этом мало, но кое-что о культах плодородия мы знаем по археологическим материалам.
При исследовании городища Караван (Северский Донец. VII—II вв. до н. э.) открылась интересная картина. В северо-западной части этого городища было исследовано пространство, окруженное валом серповидной формы; вал сделан из обожженной глины. Высота вала достигала 0,55 м; по существу, это условное препятствие. Внутри вала находился зольник, в котором в древности были вырыты три ямы, рядом жертвенник из глины овальной формы, к которому вела дорожка, вымощенная камнем. От сильного огня поверхность жертвенника прокалилась и растрескалась. Размер жертвенника в диаметре 1,5 м. Зольник, окружавший жертвенник, состоял из золы, включавшей различные культовые и бытовые предметы. При совершении обряда использовались как ритуальные вещи, так и бытовые. Из первых были найдены миниатюрные сосудики, небольшие лепешки, к глине которых примешивались зерна и стебли растений, и антропоморфные фигурки. В числе культовых предметов, связанных с земледелием, обнаружены и глиняные модели зерен. Все они сделаны из тонко отмученной глины с примесью выгоревших органических остатков. Среди моделей хорошо выделяются бобовые культуры, пшеница, рожь, ячмень, просо. Все модели несколько больше натуральных, но пропорции соблюдены достаточно точно. Большой интерес представляют остатки ржи и бобовых; к последним относятся нут, вика и чуфа. Заслуживает внимания совпадение мнения ботаников с данными археологии о первом появлении ржи на нашей территории в I тыс. до н. э. Виды бобовых, найденных на святилище, были известны древним грекам. Весьма вероятно, что к скифам они попали от греков.
В лаборатории Государственного Эрмитажа в Ленинграде было проведено изучение найденных моделей зерен. Оказалось, что модели зерен отличаются друг от друга не только формой, но и внутренним строением. Так, модели зерен ржи, пшеницы отличаются мелкопористой структурой, в то время как бобовые имеют плотную массу, что соответствует различиям в структуре зерен. Этот материал позволяет говорить об известной системе религиозных магических заклинаний, которые, по мнению скифов, позволяли улучшить урожай.
Подобные жертвенники, связанные с зольниками, были широко распространены в области скифских, да и не только скифских, племен; они известны почти на всех городищах. На Пастерском городище обнаружен жертвенник с находящимся рядом зольником, разбросанными вокруг желудями, орехами и зернами злаков. Такие памятники известны и за пределами скифского мира. В иных случаях это небольшие жертвенники родового характера, в других — огромные святилища, по-видимому племенного значения. В Ульяновской области известно одно такое святилище под названием «Шолом». Там в центре, на постаменте, был поставлен идол, а вокруг располагались жертвенники, принадлежавшие, по-видимому, отдельным семьям или родам. Культ огня, широко распространенный в древности, заставлял людей бережно относиться к золе. Поэтому золу ссыпали в определенное место. Так образовались зольники. Этот очаг-жертвенник, видимо, являлся родовым, а не семейным и был связан с сельским хозяйством.
В жертву покровителям земледелия и скотоводства приносили продукты сельского хозяйства. В древности практиковался обычай заменять подлинные вещи моделями. Поэтому вместо подлинных злаков приносили их изображения, вместо настоящих животных — статуэтки. Такие статуэтки часто встречаются на скифских поселениях. (96: 161-164)
Литература:
4. Граков Б. Я. Скифы. М., 1971.
69. Галанина Л. К. Конные стрелки, их боги и обычаи // Золотые олени Евразии. СПб., 2001.
96. Смирнов А. П. Скифы. М., 1966.
Источник: Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: Хрестоматия / Сост. И. А. Химик. — СПб.: Издательство «Лань», 2004. — 800 с.: ил. + вклейка (24 с.). — (Мир культуры, истории и философии). С. 579 — 581. |