М. П. Завитухина: Сурова и величественна природа Горного Алтая. На его степных и горных пастбищах в середине I тыс. до н. э. кочевали с большими стадами скота и табунами коней племена, которых ученые связывают с легендарными «стерегущими золото грифами». Эти племена оставили после себя многочисленные надгробные сооружения в виде курганов с каменными насыпями, расположенные в долинах, в окружении гор и увалов.
Археологам чрезвычайно редко выпадает удача отрыть в земле вещи, пролежавшие тысячелетия в нетленном виде. После раскопок сказочно богатой гробницы Тутанхамона такая удача выпала на долю советских археологов. В 1929 г. ленинградские исследователи С. И. Руденко и М. П. Грязнов начали раскопки древнего некрополя в труднодоступной Улаганской долине, в урочище Пазырык, расположенном на высоте 1600 м. Уже первый раскопанный курган вызвал к себе небывалый интерес. Курган оказался оледенелым и сохранил изделия из недолговечных материалов. Четыре других оледенелых кургана Пазырыкского кладбища, раскопанных экспедицией С. И. Руденко в 1947-1949 гг., стали подлинной сенсацией, а малознакомое название «Пазырык» приобрело всемирную известность. Из замороженных гробниц были извлечены ковры,' одежда и обувь, колесница, мумифицированные тела людей, кони в богатом убранстве, различная утварь, музыкальные инструменты и другие предметы, созданные почти 2500 лет тому назад.
Головы грифонов. Украшение узды. Курган Туэкта 1. Алтай. VI в. до н. э.
Образованию мерзлоты способствовал климат Горного Алтая с низкими среднегодовыми температурами воздуха, длительной и малоснежной зимои, коротким летом с ночными холодами. Но в долинах, где расположены курганы, мерзлоты, кроме курганной, не отмечено. Она образовалась благодаря каменной насыпи, которая препятствовала прогреванию почвы летом и способствовала интенсивному промерзанию зимой на глубину до семи метров и установлению там постоянной минусовой температуры. Вода, проникавшая в могилы, превращалась в лед и все замораживала, создавая идеальные условия консервации.
Необычна была работа археологов: вместо лопаты, ножа и кисти понадобилось вылить огромное количество горячей воды для расплавления льда, чтобы взору исследователей предстал внутренний вид захоронений. (74: 31)
Л. Л. Баркова: Итак, внутри погребальных камер стояли выдолбленные из огромных стволов сибирской лиственицы саркофаги. Большой интерес представляет саркофаг-колода, найденный во 2-м Башадарском кургане. Он выдолблен из кедра трехметровой длины и уникален по художественной отделке. Его крышка и стенка покрыты искусной резьбой, изображающей лосей, баранов, кабанов, тигров.
В саркофагах покоились останки вождей, их жен или наложниц, отправленных вместе с вождем в загробный мир.
Соплеменники позаботились о том, чтобы тела вождей и сопровождающих лиц оставались нетленными: захоронению предшествовала мумификация. В большинстве случаев череп умерших трепанировали, извлекали мозг, удаляли внутренности и мышцы, а пустоты заполняли травой, нарубленными стеблями растений. Разрезы сшивали конским волосом или сухожильными нитями.
В северной части могилы погребались кони — от пяти до двадцати двух. Так как кочевники не мыслили жизнь без коня, то естественно, что конь сопровождал умершего в загробный мир.
Чекан с фигурой барана. Северный Казахстан. VII-VI вв. до н. э.
Лошади были двух пород: стройные, высокие (более 150 см) скакуны, напоминающие современных ахалтекинцев; их хоронили в нарядных уздечных уборах. На ремни уздечки прикреплялись искусно вырезанные из дерева и покрытые сверху листовым золотом или оловом бляшки с изображением животных. На мягкие седла укладывались войлочные покрышки, украшенные аппликациями из толстой кожи или цветного войлока
Другая порода коней представлена низкорослыми местными лошадками типа современной монгольской. Их впрягали в повозки. В одном из курганов была найдена огромная, высотой 3 м, деревянная четырехколесная повозка- колесница. Она оказалась разборной, отдельные ее части скреплялись кожаными ремнями и деревянными гвоздями. По-видимому, это была церемониальная колесница. Для перевозки тяжестей древние алтайцы пользовались телегами- волокушами, представлявшими собой массивные деревянные рамы, соединенные перекладинами, с колесами, грубо сделанными из обрубков толстого бревна.
Поскольку древние алтайцы передвигались с места на место, им приходилось приспосабливаться к кочевой жизни. Жилища делались легкими, простыми, разборными. Это были шалаши, крытые берестой, войлоком или шкурами животных.
Домашней утвари было немного, она была портативной и небьющейся. В быту широко использовали войлочные ковры — ими занавешивались стены и устилались полы жилищ, деревянные легкие разборные столики. Крышки их с невысокими бортиками представляли собой блюдо, на которое можно было положить всевозможные яства, не прибегая к другой посуде. Ножки столика вырезались в виде скульптурных фигур тигров, стоящих на задних лапах, передними поддерживающих крышку столика.
В быту пользовались берестяной, кожаной и деревянной посудой. Во 2-м Пазырыкском кургане найден деревянный сосуд со сферическим дном, который мог стоять лишь на подставке в виде войлочного кольца. В подобных сосудах держали всевозможные молочные продукты, чаще всего сыр (творог). (66: 204, 205)
Литература: 74. Завитухина М. П. Пазырык — древняя самобытная культура алтайских кочевников // Там же.
66. Баркова Л. Л. Культура кочевников Алтая и искусство звериного стиля // Золотые олени Евразии. СПб., 2001.
Источник: Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: Хрестоматия / Сост. И. А. Химик. — СПб.: Издательство «Лань», 2004. — 800 с.: ил. + вклейка (24 с.). — (Мир культуры, истории и философии). С. 599 — 601. |