поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Средневековые предметы арабского и иранского происхождения в аланских древностях горной Осетии
Автор: 00mN1ck / 4 января 2016 / Категория: Интересные материалы » Аланы
A.A. Цуциев,
кандидат исторических наук, доцент Северо-0сетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова

Связанные рядом перевальных дорог, Северная и Южная Осетия на протяжении столетий играли важную роль в культурных и экономических связях стран Запада и Востока. Дарьяльский, Рокский, Мамисонский, Такверский и другие горные проходы функционировали как оживленные торговые транскавказские маршруты1. Поскольку долгое время именно аланами контролировались горные перевалы Центрального Кавказа, интересно обратиться к материалам расположенных вблизи названных дорог аланских археологических памятников. Дают ли они материальные подтверждения включенности алан в международные торговые, политические и культурные контакты?

В данной статье мы обратимся к вещам арабского и иранского происхождения. При этом не ставится задачи описания всех известных находок восточных предметов в аланских памятниках горной Осетии. Во-первых, количество таких находок постоянно растет; во-вторых, обобщающие, сводные работы такого рода предполагают гораздо больший объем публикации.2 Остановлюсь лишь на наиболее интересных и информативных. К таким в первую очередь следует отнести находки восточных монет.

В могильнике Чми-Суаргом в Дарьяльском ущелье, 36 катакомб которого были доследованы в 1882 г. Д. Я. Самоквасовым после грабительских раскопок, были обнаружены две серебряные драхмы Хосрова I (531-579 гг.), одна из которых с нечеткой датой, вторая фальшивая, датированная 11 годом царствования; четыре монеты Хосрова II (591-628 гг): 594 г., 595 или 598 г., 605 г., а также неопределенная фрагментированная драхма. В том же катакомбном могильнике Д. Я. Самоквасовым найдены аббасидские дирхемы 791 г. и 796 г. и два сильно обожженных дирхема, ориентировочно датированных VIII в.3

П. С. Уварова сообщает о находке трех сасанидских драхм в могильнике Камунта в горной Дигории (раскопки В. Б. Антоновича). Это монеты Кавада I, датированные 521 г. и 525 г., а также драхма Хосрова I 545 г.4 В том же могильнике найден аббасид- ский дирхем халифа Муххамада Эль-Махди, чеканенный в Багдаде в 776/777 г.5

В. Б. Ковалевская и В. А. Кузнецов упоминают находки сасанидской монеты VI в. из Кобана и серебряной сасанидской монеты из могильника Дунта6. В расположенных недалеко друг от друга катакомбных могильниках Балта и Харх найдено три аббасидских дирхема конца VIII в.7 В известном галиатском склепе, исследованном Е.И. Крупновым в 1935 г., найден омейядский дирхем 700/701 г.8

В 1978 г. Т. Б. Тургиевым была исследована раннесредневековая аланская катакомба могильника у с. Садон, где была найдена драхма Хосрова II, датированная 594 г. Позднее раскопки это го памятника проводила З.П. Кадзаева. В 2001 г. при расчистке кат. №32 была обнаружена еще одна монета Хосрова II чеканенная в Фарсе в 616 г.9

Еще две сасанидские драхмы были найдены в 2003 г. Э. Ю. Шестопаловой в процессе раскопок Дагомского катакомбного могильника VI—VII вв. В кат. № 2 найдена монета Хосрова I, отчеканенная в 574 г. В кат. №4 монета того же шахиншаха, датированная 20-м годом царствования (550 г.), сопровождала довольно богатое мужское погребение.10

В 1994 г. при расчистке мужского погребения в кат. № 13 Даргавсского катакомбного могильника была обнаружена сасанидская драхма. К сожалению, из-за затянувшихся строительных работ и консервации фондов в Национальном музее РСО-Алания, она временно оказалась недоступна для определения. Судя по рисунку монеты из полевого отчета, выполненному Р. Г. Дзаттиаты, она, вероятнее всего, относится ко времени царствования Хосрова I (531-579 гг.) или Хормизда IV (579-590 гг.).

Важно отметить, что находки раннесредневековых восточных монет известны не только по материалам памятников в горной части Северной Осетии. Они имеются и в Южной Осетии, в районах, прилегающих к названным перевальным путям. Два экземпляра сасанидских драхм обнаружено в погребении 7 Едысского могильника. Монета Пероза I (457-484 гг.), не имеет даты, но судя по короне «третьего типа», она чеканена между 474 и 484 гг. Вторая монета из того же погребения - драхма Хосрова I, отчеканенная на 30-м году его правления (560 г.). В погребениях 8 и 14 Едысского могильника были обнаружены еще две фрагментированные сасанидские драхмы, не поддающиеся определению.11

В 1987 г. в Знаурском районе Южной Осетии была найдена драхма Йездигерда II (438-457 гг.) без указания даты. В 1988 г. во время раскопок могильника первых веков н.э. в местности Жакулта Дзауского района в отвале была обнаружена монета Валка- ша (484-488 гг.).12

Еще одной достаточно частой находкой в аланских памятниках горной Осетии являются сасанидские геммы. Только в материалах Едысского могильника их обнаружено семнадцать (на сердолике, гранате, халцедоне, агате и янтаре). На геммах изображены различные животные, огненные алтари аташданы, монограммы «нишаны». Датируются находки V—VII вв.13 Бусины-печатки и геммы сасанидского производства весьма распространены и встречаются если не во всех, то в абсолютном большинстве аланских катакомбных могильников.14 В собрании Государственного Эрмитажа имеется более 30 экземпляров гемм только из могильника Камунта. Большая часть их датируется VI - началом VII вв.15

Говоря об образцах камнерезного искусства Древнего Ирана, обязательно следует упомянуть найденную в Дагомском могильнике в 2003 г. замечательную подвеску из оникса в виде головы льва в серебряной оправе. Украшение имеет иранское происхождение и датируется VI—VII вв.16

Из могильников горной Осетии (Камунта, Чми, Архон, Лац) происходят находки пяти литых из непрозрачного стекла массивных орнаментированных сосудов сасанидского производства.17 Нередки находки в аланских памятниках стеклянных сосудов разной формы и цвета, произведенных в ближневосточных мастерских Византийской империи. Особенно характерны они для Даргавсского катакомбного могильника, что, возможно, свидетельствует о прохождении по территории Тагаурии караванного пути, специализировавшегося на торговле стеклом.

В катакомбе 6 Тарского катакомбного могильника VIII—IX вв. (раскопки Э. С. Кантемирова) найден серебряный поясной набор иранского происхождения. На шести его бляшках изображен скачущий всадник в персидской одежде, стреляющий из лука в противоположную движению сторону (так называемый «парфянский выстрел»). На ременном наконечнике изображен, вероятно, тот же персонаж в схватке со львом.18 Без сомнения, дорогой импортный пояс должен был подчеркнуть высокий социальный статус его владельца.

Еще один восточный пояс происходит из катакомбы 66 Даргавсского могильника. От престижного элемента мужского костюма сохранился лишь бронзовый позолоченный ременной наконечник. Он украшен рельефным изображением морды кошачьего хищника и арабской надписью «Лиль изз аддаим» («На вечное уважение»). По мнению Р.Г. Дзаттиаты и A.A. Туаллагова, пояс был «изготовлен и подарен одному из представителей местного аланского населения арабской стороной в знак признания каких-то его личных заслуг перед ней» в период арабо-хазарского противостояния.19

В одной из катакомб упоминавшегося выше могильника Чми-Суаргом найден литой бронзовый перстень, на прямоугольном щитке которого имеется арабская надпись «хасб Аллах» («Аллаха мне достаточно»). А. Хайнрих, опубликовавшая хранящиеся в Венском естественно-историческом музее материалы из Чми, датирует их VIII—IX вв.20

Нельзя не упомянуть еще одну весьма показательную находку, непосредственно не связанную с каким-либо аланским памятником, но ярко свидетельствующую о торгово-экономиче ских и политических контактах раннесредневекового населения Осетии. Речь идет о богато декорированном серебряном кубке, найденном около 1828 г. жителем с. Цамад Джена Черчесовым на пашне в местности Арв Урсдонского ущелья. По единодушному мнению специалистов, урсдонский кубок является произведением иранской торевтики VI—VII вв.21 Как отмечает К. В. Тревер, данный образец сасанидского искусства дает возможность определить направление древнего караванного пути.22 В. А. Кузнецов уточняет, какого именно: по Алагирскому ущелью к Мамисонскому и Рокскому перевалам.23 Мнение о том, что дорогой серебряный кубок являлся платой за проезд или провоз товаров по Урсдонскому ущелью24, является достаточно спорным. Вероятнее, такая дорогая вещь была платой за военную службу или подарком представителю местной знати.

Перечисленные материалы являются свидетельством тесных экономических и политических контактов средневекового населения Алании с Арабским халифатом и Сасанидским Ираном. Все основные перевалы Центрального Кавказа уже в эпоху раннего средневековья активно использовались как международные торговые пути. О характере этих связей писала A.A. Иерусалимская: «Материалы из аланских могильников Центрального Кавказа (Камунта, Кумбулта, Чми и др.) отражают совершенно иной, по сравнению с западными районами, характер и ориентацию этих связей. Здесь нет никаких признаков транзитной торговли шёлком. Местный северокавказский рынок представлял известный интерес лишь для мелкой региональной торговли соседней Грузии (стеклянные перстеньки, тарная керамика). Найденные же тут предметы иранского происхождения, как правило, не являются собственно объектами торговли: это - дары знати или плата за наёмничество (серебряные сосуды, геммы, золотые и серебряные монеты)».25 Мнение, на наш взгляд, не совсем корректное. Отсутствие в аланских памятниках Центрального Кавказа значительного количества восточного шелка свидетельствует не об отсутствии транзитной торговли, а о том, что здесь (в отличие от известных памятников Западного Кавказа) плохо сохраняются органические материалы. Среди находок восточных вещей действительно есть предметы, являющиеся скорее платой за военную службу или статусными подарками (престижные мужские поясные наборы, дорогие украшения и серебряная посуда). Однако большое количество сасанидских гемм и импортной стеклянной посуды скорее говорит о развитой транзитной торговле. Постоянно увеличивающееся число находок сасанидских монет в горных районах, в непосредственной близости от перевальных путей, также может свидетельствовать о взимавшейся аланами таможенной пошлине.



1 Тогошвили Г. Д. Из истории грузино-осетинских взаимоотношений // Тогошвили Г. Д. Избранные труды но кавказоведению. Т.1. Владикавказ, 2012. Сс.28-35.

2 К примеру, см. сводку сасанидских элементов в культуре алан в работе A.A. Иерусалимской: Jeroussalimskaya А. А propos de Tinfluence sassanide sur l’art des tribus alains. Une trouvaille au Caucase du Nord // Archaeologia iranica et orientalis. Miscellanea in honorem Louis Vanden Berghe/Vanden Berghe Louis. Gent: Peeters, 1989. Pp.897-916.

3 Марков А. К. Топография кладов восточных монет (сасанидских и куфических). СПб., 1910. С.48.

4 Уварова П. С. Могильники Северного Кавказа // Материалы по археологии Кавказа. Вып. VIII. М., 1900. С.324.

5 Кузнецов В. А. Аланские племена Северного Кавказа // МИА. № 106. М., 1962. С.21.

6 Ковалевская В. Б., Кузнецов В. А. Памятники эпохи раннего средневековья (IV—XIII вв.) // Археология Северной Осетии: сб. научных трудов. Часть 2. Владикавказ, 2007. Сс. 142-143.

7 Кузнецов В. А. Аланские племена Северного Кавказа... С.23; Ковалевская В.Б., Кузнецов В. А. Памятники эпохи раннего средневековья...С. 143.

8 Пахомов Е. А. Монетные клады Азербайджана и других республик, краев и областей Кавказа. Вып. III. Баку, 1940. С.32; Кропоткин В. В. Новые находки сасанидских и куфических монет в Восточной Европе // Нумизматика и эпиграфика. Вып. IX. М., 1971. С.87.

9 Цуциев А. А. Новые находки сасанидских драхм на территории Осетии // Е.И. Крупнов и развитие археологии Северного Кавказа. XXVIII Крупновские чтения. Материалы Международной научной конференции. М., 2014.

10 Цуциев A.A. Новые находки сасанидских драхм... С.284.

11 Дзаттиаты Р. Г. Царциатские памятники: Едысское городище и могильники. Владикавказ, 2006. Сс.19, 22.

12 Цуциев А. А. Новые находки сасанидских драхм... С.284.

13 Дзаттиаты Р. Г. Алано-сасанидские отношения по материалам археологических раскопок в Южной Осетии // Alanica-II. Аланы и Кавказ. Владикавказ- Цхинвал, 1992.

14 Ковалевская В. Б., Кузнецов В. А. Памятники эпохи раннего средневековья...С. 142; Сокровища Алании. М., 2011. Сс.25, 186, 188.

15 Чижова А. А. Связи раннесредневековых аланских племен Северного Кавказа со странами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии (некоторые виды погребального инвентаря) // XXIV «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа: тезисы докладов конференции. Нальчик, 2006. С. 195.

16 Сокровища Алании... С.171.

17 Чижова А. А. Связи раннесредневековых аланских племен... С. 195.

18 Кантемиров Э. С., Дзаттиаты Р. Г. Тарский катакомбный могильник VIII— IX вв. // Alanica-III. Аланы: история и культура. Владикавказ, 1995. Сс.269, 277.

19 Дзаттиаты Р.Г., Туаллагов A.A. К вопросу об алано-арабских связях // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников и культур Северного Кавказа. XXVI Крупновские чтения. Тезисы докладов Международной научной конференции. Магас, 2010. С. 116.

20 Хайнрих А. Раннесредневековые катакомбные могильники у селений Чми и Кобан//Alanica-III. Аланы: история и культура Владикавказ, 1995. С. 191.

21 Тревер К. В. Сасанидский серебряный кубок из Урсдонского ущелья в Северной Осетии // Труды отдела [истории культуры и искусства] Востока Государственного Эрмитажа. Том IV. Л., 1947; Пчелина Е. Г. Урсдонское ущелье в Северной Осетии // Труды отдела [истории культуры и искусства] Востока Государственного Эрмитажа. Том IV. Л., 1947.

22 Тревер К. В. Сасанидский серебряный кубок из Урсдонского ущелья...

23 Кузнецов В. А. Путешествие в древний Иристон. М., 1974. С.63.

24 Пчелина Е.Г. Урсдонское ущелье в Северной Осетии... С. 152; Кузнецов В. А. Путешествие в древний Иристон... С. 65.

25 Иерусалимская A.A. Кавказ на Шёлковом пути. Каталог временной выставки. СПб., 1992. С. 6.



Цуциев A.A. Средневековые предметы арабского и иранского происхождения в аланских древностях горной Осетии // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 7 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2015. C. 73 — 79.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru