поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
О бедняке и старике
Автор: 00mN1ck / 19 января 2007 / Категория: Осетинские сказки
Жили муж и жена в бедности и жизни своей не рады были. Однажды бедняк сказал жене:
— Чем жить такой бедной жизнью, попробую-ка я отправиться в балц.
— Воля твоя,— сказала ему жена.
Отправился он в балц и три года отработал батраком у некоего человека. Через три года хозяин призвал его к себе и сказал ему:
— Ну, дать ли тебе много, но по вражде, или немного, но по
добру?
Бедняк сказал:
— Предпочитаю немного, но по добру. \ И хозяин вручил ему три червонца.
Получив три червонца, бедняк направился к себе домой. По дороге встретился ему старик, и пошли они дальше вместе. Через некоторое время бедняк стал просить старика:
— Расскажи, старик, какое-нибудь сказание, чтобы скрасить дорогу!
— Мое сказание стоит один червонец,— ответил ему старик.
Бедняк сказал:
— За червонец я батраком целый год работал; даю тебе его
и расскажи сказание.
Старик сказал бедняку:
— Никогда не называй красивое красивым; нет красоты, кроме той, которая приходится человеку по сердцу.
— Ты умно говоришь, старик,— сказал бедняк.—Кончил ты
свое сказание?
— Я окончил свое сказание,— ответил старик, и тот отдал
ему один червонец.
Идут они дальше по дороге, и опять просит бедиат? старика:
— Расскажи, старик, еще какое-либо сказание, чтобы дорога наша становилась короче.
Старик сказал ему:
— Никогда не ешь ничего, заработанного чужим трудом, не попросив на то разрешения хозяина.
Бедняк дал старику второй свой червонец. Идут они дальше по своей дороге, и опять просит бедняк старика:
— Расскажи мне еще одно сказание, чтобы дорога паша становилась короче.
Старик сказал:
— Если тобой когда-нибудь овладеет запальчивость, то держись левой рукой за правую руку, пока твоя ярость не пройдет.
Бедняк отдал старику свой третий заработанный червонец, они расстались друг с другом и направились по разным дорогам.
Идет бедняк дальше своей дорогой, и повстречались ему его односельчане, направившиеся в балц, на заработки.
— Каков был твой балц? — спрашивают они его.
— Ничего не заработал,— ответил он и стал их просить:
— Возьмите и меня с собой! Может быть, с вашей помощью и ко мне придет удача, и я смогу вернуться домой.
Они взяли его с собой. Вот едут они, едут и попадают в безводную страну. После долгих розысков нашли наконец колодец. Бедняк погнал быков пастись, а сами они принялись доставать воду из колодца. Ведро их застряло там. Сами они не смогли его вытащить и позвали на помощь бедняка. Он спустился в колодец и сам застрял там. В колодце оказалась большая комната, в этой комнате сидела женщина-великанша. Она пряла пряжу веретеном, кружалом которого был жернов.
У нее было две дочери, одна — красавица, а другая — кривой урод. Они сидели тут же около своей матери-великанши. Обратившись к бедняку, она спрашивает ого:
— Кто из двух девушек, которых ты видишь, красивее? Если ты этого не угадаешь, я сниму твою голову с плеч так же, как снимала головы тех, которые попали ко мне таким же путем, как и ты.
Бедняк задумался:
— Что это за диво? — говорит он сам себе.— Одна из них — красавица, а другая — кривой урод!
И тут он вспомнил слова старика и сказал:
— Хвала богу, нет красивее красивого, кроме той красоты, которую принимает сердце.
Великанша была раздосадована ответом бедняка.
— Да не простит бог тому, кто наставил тебя на ум,— сказала она в сердцах.— Ты выиграл!
Великанша оживила всех, кого до сих пор перебила. Их оказалось великое множество.
— Оставайся тут царем над ними! — предложила она бедняку.
Бедняк решительно отказался быть царем, и тогда великанша сказала ему:
— В таком случае я должна сделать тебе подарок. Вот тебе коробочка от мази. Когда-нибудь она пригодится тебе.
Бедняк вылез с другими людьми из колодца, а вода сама стала выливаться в котел. Все люди пошли следом за ним, но он им сказал:
— Вам нельзя идти следом за мной!
Покинул их, а сам пошел своей дорогой. Коробку же от мази он отдал своим односельчанам и просил их передать ее своей жене. Односельчане, вернувшись в родное село, вручили коробку от мази жене бедняка. Она открыла коробку, а в ней оказались золотые деньги. И она приступила к постройке дома.
Бедняк же тем временем дошел до реки и нашел в реке два яблока. Съел он одно из них и тут вспомнил наставление старика:
— Против воли бога я воспользовался чужим трудом,— сказал он себе. Спрятал оставшееся яблоко за пазуху и сказал:
— Не успокоюсь до тех пор, пока не найду хозяина яблока. Может быть, он меня простит. А если не захочет простить меня, то поработаю у него год батраком.
Он нашел хозяина яблока, который оказался ханом, и сказал ему:
— Не спросясь тебя, я съел твое яблоко; прости меня!
— Этого нельзя тебе простить!— сказал хан.
— Что же в таком случае ты от меня требуешь? — спрашивает его бедняк.
— У меня есть некрасивая дочь. Женись на ней, и тогда тебе будет прощен твой поступок.
— Согласен,— сказал бедняк.— Женюсь на твоей дочери!
Хозяин яблока, хан, с радостью выдал свою некрасивую дочь за бедняка, и они зажили у него же в доме.
Сколько времени прошло, знает один бог. Однажды бедняк тяжело вздохнул, и дочь хана заметила это.
— О чем ты так тяжело вздыхаешь? — спрашивает она его.
— Ни о чем! — ответил он.
Она все-таки еще раз спрашивает его:
— О чем ты так тяжело вздохнул? Скажи мне, чтобы и я знала, в чем дело.
И тогда он ей открылся:
— Я был бедняком и сам достиг лучшей жизни, но что сталось с моей семьей, кто знает. Поэтому я тяжело вздохнул.
— Поедем туда,— предложила ему дочь хана,— или же отправляйся один и приведи сюда свою семью.
Он поехал один и приехал в свое село. Подошел к тому месту, где стоял его дом, и увидел там дворцы. Он удивился и попросил привратника:
— Я устал, впусти меня отдохнуть в свою комнату.
Привратник впустил его к себе в комнату. Бедняк посмотрел в окно и увидел, что жена его забавляется с мальчиком. Он сразу же вскипел, схватил свою жену за косы и хотел было зарезать ее, но в тот же миг вспомнил третье наставление старика и спрашивает свою жену:
— Откуда у тебя появились эти дома-дворцы?
— Сейчас, сейчас! — сказала она, вынесла коробку от мази и спрашивает: — Не ты ли прислал эту коробку?
Открыла коробку при нем, и там оказались золотые деньги.
— А откуда появился у тебя этот мальчик? — спрашивает бедняк.
Она поспешно побежала к соседкам. Соседки пришли и сказали ему:
— Твоя жена нам говорила, что она в положении, и просила нас, чтобы мы были ей свидетельницами.
— Хорошо,— сказал бедняк .
Подарил он свои дома-хоромы селу, а сам с женой и сыном переехал к хану и остался жить там. И сегодня он еще живет с двумя женами и сыном.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Вероника Джиоева: «Итальянщина у осетин в крови»
  • Филармония – навсегда
  • «Ростелеком» в Моздоке начал подключение первых абонентов по технологии PON
  • Осетинский язык остался не у дел
  • Из Владикавказа хотят сделать центр фестивалей
  • Двести тысяч минут общения подарили друг другу жители ЮФО и СКФО в 2016 году с помощью домашних телефонов от «Ростелекома»
  • В гости к «Красной Шапочке» – и «Бродяге принцу»
  • Вдохновленные Зимой
  • Выдающийся деятель осетинской национальной культуры первой трети ХIХ в. (к юбилею И. Ялгузидзе)
  • Больше 100 000 цифровых ёлок помог вырастить «Ростелеком»
  •   Архив
    Январь 2017 (30)
    Декабрь 2016 (66)
    Ноябрь 2016 (23)
    Октябрь 2016 (31)
    Сентябрь 2016 (15)
    Август 2016 (10)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru