поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Сын свинопаса
Автор: 00mN1ck / 19 января 2007 / Категория: Осетинские сказки
Жили-были бедняк и его жена. У них был единственный ребенок, мальчик. Вздумали они однажды собирать цветы и отправились в лес, взяв с собой и ребенка. Пока собирали цветы, ребенка они оставили на козлиной шкурке под деревом, которое освещалось солнцем. Они думали, что потом легко найдут его.
Бродили они по лесу, сколько хотели, собирали цветы вдоволь, а потом вспомнили про своего ребенка, оставленного под деревом, которое освещалось солнцем, стали они искать это дерево,— но разве солнцем освещено лишь одно дерево? Бродили, бродили они по лесу — так и не нашли своего ребенка.
А тем временем вышел на охоту великан и заметил плачущего ребенка под деревом на козлиной шкурке. Великан рассмотрел ребенка и, увидев, что это мальчик, обрадовался.
— У моей жены не было сына,— сказал он.— Теперь я нашел для нее мальчика!
Он принес его домой и говорит жене:
— Ты хотела иметь сына, вот я и нашел для тебя мальчика!
— Ладно,— сказала жена и принялась ухаживать за ребенком.
Великан охотился, убивал оленей и кормил сына оленьим костным мозгом. Прошли дни, мальчик подрос. Когда великан уходил на охоту, ему бывало скучно.
Однажды жена великана спрашивает его:
— Почему ты, мальчик, скучаешь?
— Как же мне не быть скучным? — отвечает он.— Он уходит, а меня оставляет дома. Мне хочется, чтобы он хоть раз взял и меня с собой развлечься.
Вернулся великан с очередной охоты, а наутро жена ему говорит:
— Ты опять собрался на охоту, возьми хоть раз с собой и мальчика. Без тебя он здесь умирает с тоски.
— Ладно,— отвечает великан.— Если ему так хочется, я возьму его с собой.
И он взял мальчика с собой на охоту. По дороге спрашивает его:
— Видишь, там что-то белеется? Это река. Смотри-ка туда! Великан вырвал молодое дерево и метнул, дерево не долетело до ближнего берега реки.
— Можно ли и мне метнуть? — спрашивает мальчик у великана.
— Попробуй,— отвечает великан.
Мальчик вырвал молодое дерево и метнул его; дерево упало в воды реки.
Великан был поражен:
— Хвала тебе, боже! — сказал он сам себе.— Вот диво какое!
Он снова вырвал молодое дерево и метнул его. Дерево упало в воды реки. Мальчик тоже вырвал опять дерево, метнул его, и дерево перелетело через реку на другой берег.
— Да пошлет тебе бог долгую жизнь,— сказал великан.— Задатки в тебе хорошие!
Они охотились до вечера, а вечером вернулись домой.
— Я никогда еще не видел такого дива! — сказал великан жене.
И рассказал ей, как мальчик метнул дерево и оно долетело до противоположного берега реки. Жена ответила на это великану:
— Ладно, ладно, но чужой навоз к заду не пристает.
Великан каждый день отправлялся на охоту, но мальчика ни разу больше с собой не взял, он оставлял его на попечение своей жены. Однажды та дала понять мальчику, что он не их сын. Мальчик стал печальным, проводил время в думах о своих родителях и однажды спросил жену великана:
— А кто были мои мать и отец?
Когда великан вернулся домой, жена сказала ему:
— Мальчик тоскует по своим родителям и спрашивает меня о них. Как нам поступить с ним?
Великан сказал:
— Для этого есть средство: пусть возьмет эту козью шкурку и ходит по селам, показывая ее и говоря, что покупает такие шкуры. Таким способом он и найдет своих родителей.
Мальчик приколол козью шкурку к своей палке и стал обходить села. Но нигде не находил он своих родителей. Наконец, на окраине одного бедного аула он увидел в сторонке дом; подошел к нему и позвал, чтобы кто-нибудь вышел. Вышла к нему женщина. Он показывает ей козлиную шкурку так, чтобы она могла рассмотреть ее хорошенько, и спрашивает, нет ли у них таких же шкурок для продажи.
Когда женщина рассмотрела козью шкурку, то в ней зародилась догадка, и она прослезилась.
Мальчик спрашивает ее:
— Что с тобой, добрая женщина, почему ты плачешь?
— Как же мне не плакать? — отвечает она.— Вот на такой же козьей шкурке я положила мальчика своего в лесу под деревом, и он пропал. Я вспомнила теперь об этом и плачу.
Мальчик понял, что нашел свою мать, но ничего пока не открыл, только сказал старухе:
— Зайдем в дом!
Они зашли. Дом оказался бедным, в нем не было даже пищи. Но когда мальчик отправлялся на поиски своих родителей, великан подарил ему войлочную плеть. Эта плеть могла исполнить все, о чем бы ее ни попросили. Мальчик ударил плетью и сказал:
— Пусть в этом доме появится большой стол, дополна накрытый всякими яствами!
И появился в доме такой стол, они утолили свой голод, поели, сколько хотели. Тогда мальчик спрашивает старуху; — А мужа нет у тебя? Где он? Она ответила:
— Пришла наша очередь пасти свиней алдара, и он пасет их. Он бедный человек.
— В каком месте он их пасет? — спросил мальчик.
— Он сам вернется в свое время,— ответила она.
— Ничего, я его проведаю,— сказал мальчик.— Он голодный, я накормлю его чем-нибудь.
Он пошел к старику, нашел его и послал домой, а сам остался вместо него пасти свиней. Старик наказал ему:
— Через мост свиньи не пройдут до тех пор, пока не поцелуешь каждую из них в зад.
Вечером он погнал свиней в село, и перед мостом они заартачились, ожидая, что каждую из них он поцелует в зад. Он же набил им бока толстой палкой с набалдашником и одних убил на месте, а другие от него спаслись бегством.
Село алдара было окружено оградой. В ограде было четверо ворот. Это потому, что в лесу завелся вепрь, который нападал на алдарское село и похищал в неволю мальчика или девочку. Поэтому алдар держал ворота на запоре; их охраняли привратники.
Наступила очередь сына свинопаса охранять ворота. Он пробыл в охране ночь, а утром повбивал рукой засовы в воротах и ушел домой. Люди не могли вытащить засовы и прислали за ним самим. Он явился, вытащил засовы и открыл ворота; никто другой не в состоянии был их открыть.
Когда эти вести дошли до алдара, он дал слово выдать свою дочь за того, кто убьет вепря, а вместе с дочерью обещал отдать ему и половину своего состояния.
Сын свинопаса спросил алдара:
— До меня дошел такой слух. Действительно ли ты поступишь так?
— Да, я так поступлю,— заверил его алдар.— Я выполню свое слово в точности.
Тогда сын свинопаса запряг быков и отправился в лес. На быков он нагрузил дрова и только направился обратно, как вепрь бросился на него.
Сын свинопаса выдернул молодое дерево и ударил им вепря по шее. Вепрь свалился на месте. А сын свинопаса срубил большое дерево и, не очищая его, привязал к вепрю. Вепрь очнулся и поднялся на ноги; сын свинопаса погнал его впереди быков и пригнал в алдарское село. Когда люди издали завидели вепря, они бросились в разные стороны с криками»
— Вот на нас наступает вепрь с целым не очищенным от веток деревом!
Сын свинопаса погнался за ними, остановил и сказал:
— Куда вы бежите? Не бойтесь! Он не опасен больше! Алдар исполнил свое слово. Он выдал за сына свинопаса
свою дочь. Он уступал ему и половину своего состояния, но тот отказался, заявив, что у него самого есть достаточное состояние.
К утру для сына свинопаса появились дома, по сравнению с которыми дома алдара показались ничем. Он сыграл свадьбу, устроил большие пиры и живет да поживает до сих пор.
Как мы ничего этого не видели, так пусть нас не постигнут никакие напасти, никакие болезни.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Кусочек армянского солнца
  • К проблеме этнорелигиозной самоидентификации современных осетин
  • В согласии с судьбой
  • Искусство осетинской примадонны
  • Князь живописи – заслуженному художнику РФ Юрию Абисалову – 60
  • Американская "Кармен"
  • Телеканал Деда Мороза и «Интерактивное ТВ» от «Ростелекома» создают новогоднее настроение
  • Санаторий "Осетия" хочет купить один из министров республики
  • Alanic Connection In Portuguese Heraldry
  • "Вы хотите посадить весь город?"
  •   Архив
    Декабрь 2017 (17)
    Ноябрь 2017 (48)
    Октябрь 2017 (48)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru