поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
https://miraterra.ru/  
 
§ 58. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОДЪЕМ. ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА И БУРЖУАЗИИ
Автор: 00mN1ck / 26 апреля 2007 / Категория: История Осетии » Осетия во второй половине XIX в.
§ 58. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОДЪЕМ. ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА И БУРЖУАЗИИ


Открытие новых рудных месторождений. В 60-90 гг. XIX в. основной отраслью промышленного производства в Осетии являлась добыча руды и выплавка цветных металлов. На первых порах предприятия этой отрасли — Садонский рудник и Алагирский серебросвинцовый завод — переживали экономический подъем. Этому в немалой степени способствовала Крымская война, на нужды которой в Россию поступал алагирский свинец. Интерес к предприятиям цветной металлургии Осетии несколько ослаб после окончания войны. Сказывались также крепостнический труд, применявшийся в отрасли, высокая заболеваемость и смертность на предприятиях. Резкий спад производства в 1856 г. закончился закрытием Садонского рудника и Алагирского завода. Предприятия не возобновляли своей работы до 1859 г. Российское правительство видело причину остановки производства цветных металлов в Осетии в слабости сырьевой базы. Оно сомневалось в достаточности запасов полноценной руды в Садонском месторождении. В целях выяснения истинного состояния рудных запасов в Осетии правительство распорядилось вновь вернуться к их изучению.
На этот раз геологические разведки проводились экспедицией горного инженера С.И.Щастливцева. Обследованию подверглись территории вдоль Главного Кавказского хребта, залегающие с востока на запад от реки Терек до реки Урух. Результаты обследования подтвердили наличие в Осетии богатых рудных месторождений. Получив сведения об этом, правительство стало отпускать на дальнейшие разведки неограниченные финансовые средства. В ходе разведок были открыты такие месторождения как Архон, Холст, Стур-Изды и Ход.
К 1860 г. в Осетии удалось создать прочную сырьевую базу для развития цветной металлургии. Тогда же возобновил свою работу и Алагирский серебросвинцовый завод. Однако завод по-прежнему продолжал испытывать значительные трудности. Отсутствие коммуникаций, которые бы способствовали своевременной доставке руды, а также затянувшаяся Кавказская война были факторами, тормозившими налаживание рентабельного производства цветных металлов. Главным препятствием для подъема металлургической промышленности являлся недостаток рабочей силы. Чтобы решить эту проблему, правительство допустило к работам на рудниках и Алагирском заводе лиц из местного населения.
Дискриминационные меры к местным рабочим. Осетины привлекались к перевозке руды, выжигу угля и другим побочным видам деятельности. Но из-за Кавказской войны они не допускались к основным формам производства — администрация опасалась, что осетинские рабочие станут посредниками в доставке Дагестану и Чечне алагирского свинца.
В 1859 г. окончилась Кавказская война. Наместник Кавказа поручил Б.А.Иваницкому, управителю Алагирского завода, привлечь осетин к работам на Садонском руднике. Первым осетином, спустившимся в шахту, был Чепе Цагараев. Высокий заработок, назначенный ему, должен был вызвать интерес со стороны осетин к шахтерской профессии. Среди местного населения стала проводиться вербовка рабочих для Садонского рудника и Алагирского завода. Осетин-крестьян, пожелавших работать на заводе и руднике, оказалось мало. Мешало отчужденное отношение осетин к российской администрации и к ее подведомственным предприятиям. Кроме того, идти на рудник и завод крестьянам мешали феодалы. Осетинская знать стремилась удержать рабочую силу в своих поместьях. В 1859 г. в Садоне и Алагире среди 482 рабочих было всего 30 рабочих осетин.
После земельной и крестьянской реформ стал наблюдаться приток рабочей силы за счет осетинских безземельных крестьян. Осетины охотно шли работать на рудник и на завод, где они участвовали во всех видах производства. Однако горнозаводская администрация придерживалась дискриминационного отношения к рабочим-осетинам. Она постепенно снижала оплату их труда, доведя ее с 40 до 25 копеек в день. Дискриминация сдерживала процесс формирования рабочего класса из осетин.
Тяжелой эксплуатации подвергались и русские рабочие. Пользуясь отдаленностью рудника и завода от государственных властей, горнозаводская администрация позволяла себе жестокое обращение с рабочими, применяя штрафы, побои и другие виды наказания. Поэтому после отмены крепостного права русские рабочие, получившие свободу, покидали Осетию. Их не удерживало даже освобождение от повинностей, рекрутчины, предоставление земли и прочие льготы. Российские власти вынуждены были вновь завозить в Осетию рабочих железоделательных заводов из Вятской губернии. Одновременно они сняли дискриминационные меры в отношении осетинских рабочих. Это серьезно повлияло на рост численности осетинских рабочих.
Существовала еще и другая причина, заставлявшая осетинских крестьян наниматься на работу на Садонском руднике и Алагирском заводе — это интенсивный процесс обезземеливания крестьян, происходивший в Осетии в 70-е гг. XIX в. На это время приходится как общий рост числа рабочих-осетин, так и формирование из них кадровых рабочих. В 1872 г. в Садоне и Алагире только высококвалифицированных рабочих из местного населения насчитывалось более 140 человек. Столько же было занято на вспомогательных работах — доставке руды, заготовке леса и пр.
Внедрение новых технологий. В 70-е гг. XIX в. Садонский рудник и Алагирский завод приобрели облик капиталистических предприятий. Основные признаки такого предприятия — применение наемного труда и получение прибыли от вложенного капитала. Но переход к капиталистическим формам организации производства в цветной металлургии происходил медленно и трудно. Добыча руды и производство свинца и серебра — основной продукции отрасли — были убыточны для государства. Горнозаводская администрация объясняла это низким содержанием металлов в садонской руде.

§ 58. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОДЪЕМ. ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА И БУРЖУАЗИИ


Однако причина убыточности заключалась в другом. По настоянию администрации руда извлекалась из горных пластов, между тем как наиболее богатые металлами рудные залежи выходили на поверхность. Новые геологические разведки подтвердили технические ошибки, допускавшиеся при добыче руды.
Садонские рудники и Алагирский завод оставались предприятиями с устаревшей технологией. Поэтому они занимались выплавкой исключительно серебра и свинца. В отвал же шла не менее ценная часть руды — цинковая обманка. Впервые интерес к отвалам цинковой обманки в Осетии проявил Н.В.Филькович — лейтенант запаса военного флота. Его усилиями цинковые отвалы переправлялись за рубеж. Добившись финансового успеха, Филькович арендовал у государства Садонский рудник и Алагирский завод. Вместе с бельгийскими предпринимателями он реконструировал предприятия и учредил русско-бельгийское «Горнопромышленное и химическое общество «Алагир». Компания усовершенствовала оборудование рудника и завода. В Садоне были налажены электромеханические установки, заменявшие ручной труд и позволявшие дробить горную породу, проведены электрическое освещение и телефонная связь.
Успехи русско-бельгийской компании привлекли внимание многочисленных предпринимателей. Осетию, по выражению Коста Хетагуро-ва, охватило лихорадочное «кладоискательство», начало которому положили русский дворянин И.И.Булатов, осетинский алдар Б.Кануков и предприниматель Г.В.Александров.
Приобретение рудных месторождений и фактический захват земельных участков осетинских крестьян поощрялись самим российским правительством. Правительство не спрашивало желания горцев, когда речь шла о передаче какого-либо участка земли под разработку рудных месторождений. Это и явилось причиной развернувшегося в Осетии «кла-доискательства». «Мания во мгновение ока сделаться миллионером, — писал Коста Хетагуров, — обуяла всех, начиная от лопатника и кончая всеми рангами общественного положения. Тысячи «кладоискателей» бродят... по горным трущобам и роются в диких скалах».

§ 58. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОДЪЕМ. ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА И БУРЖУАЗИИ


Молодой геолог И.Н.Стрижев из московской компании пытался найти в Осетии золото. Вместо золота им были обнаружены выходы свинцовых и цинковых руд, медные, железные, молибденовые, мышьяковые и другие месторождения. Эти месторождения осматривались также французскими и бельгийскими геологами, подтвердившими наличие в Осетии рудных богатств. Не менее энергично, чем И.Н.Стрижев, проводили геологические разведки осетинские владельцы. Например, только подполковник А.Есиев и землевладелец А.Туганов обследовали более 20 рудных участков в Дигорском и Куртатинском ущельях.
Создание крупной металлургической промышленности. На базе рудных месторождений Осетии в 1898 г. в Москве было создано «Терское горнопромышленное общество». Компаньонами этого общества были крупные московские предприниматели. Его директором являлся немецкий инженер К.К.Геберле, около 30 лет ведавший в Германии се-ребросвинцовыми рудниками.
Общероссийского и международного масштаба достигло и общество «Алагир». Его правление во главе с Н.В.Фильковичем разместилось на Большой Морской улице в Петербурге. Параллельно в бельгийском городе Льеже функционировало другое правление этого же общества, которое возглавлял директор Ф.Сепюлькр.
Новые рудники и две обогатительные фабрики, построенные в Фас-нале и Мизуре, выдавали огромные объемы руды. Заводские мощности «Алагира» не справлялись с выплавкой такого количества руды, и она отправлялась за границу. В 1898 г. общество «Алагир» приступило к строительству во Владикавказе крупного металлургического завода. Через год были построены электростанция, цинкопрокатный и химический цеха.
К концу XIX в. в Осетии была создана мощная для того времени промышленно-производственная база цветной металлургии. В 1902 г. только на Садонском руднике было добыто 1 303 686 пудов сереброс-винцовых и цинковых руд. На этом руднике было занято 800 рабочих. В том же 1902 г. свою первую продукцию выдал и Владикавказский металлургический завод.
Подъем промышленного производства в Осетии вызвал необходимость строительства железных дорог. Владикавказ и Беслан были связаны с другими городами железнодорожной веткой по линии Грозный—Петровск— Баку. Тогда же дороги из Владикавказа были проложены в Новороссийск и Царицыно. К началу XX в. Владикавказ стал одним из крупных транспортных узлов Кавказа. Выгодное географическое положение в центре Кавказа обеспечило ему высокие темпы промышленного развития. В 80-е гг. XIX в. во Владикавказе работало более 190 предприятий, среди которых были кирпично-черепичные, винокуренные, маслобойные и другие.
Перемены в социальной структуре общества. Капитализация экономики Осетии меняла ее общественный облик. Наряду с традиционным аристократическим сословием формировалась осетинская буржуазия. Как крупные предприниматели в Осетии известны были не только российские и иностранные миллионеры, но и осетинские предприниматели _ такие, как Б.Кануков, генерал А.Фидаров, помещики Тугановы, Н.Цагараев, К.Мурашев и другие. Наиболее состоятельная часть осетинской буржуазии была связана с цветной металлургией, другая, более мелкая, — с предприятиями перерабатывающей промышленности.
Новой созидающей силой, несшей с собой промышленный прогресс, являлся рабочий класс. За короткое время он стал в Осетии самостоятельным сословием, обретшим свой собственный социальный облик. Формирование осетинского рабочего класса в отличие от российского шло главным образом за счет свободного крестьянства. Этим объяснялась его предрасположенность к активному участию в общественной и политической жизни общества. Первые общественные акции осетинских рабочих были осуществлены в Садоне и Алагире. Они проводились в защиту русских крепостных рабочих, подвергавшихся не только тяжелым видам эксплуатации, но и физическому насилию.
Высокая социальная активность рабочих вызывалась колониальными политическими условиями, во многом определявшими положение нового класса. Изнурительный труд (при двенадцатичасовом рабочем дне заработок составлял 60-80 копеек в день), система штрафов, злоупотребления властей и администрации, общее бесправие вызвали волну рабочего движения в 80-90-е гг. XIX в. Первая забастовка в Осетии прошла в 1881 г. на шахтах Садона. Требования забастовщиков сводились в основном к экономическим — улучшение условий труда, повышение оплаты и др. Массовый характер имело выступление рабочих в том же Садоне в 1881 г. Оно было направлено против администрации рудника, допускавшей произвол в отношении шахтеров. Выступление рабочих было подавлено силой, некоторые представители забастовщиков были арестованы и выселены из Осетии.

§ 58. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОДЪЕМ. ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА И БУРЖУАЗИИ


Репрессии в отношении рабочих не снимали накала борьбы за социальные права. В 1897 г. на Садонском руднике вновь произошла массовая забастовка. Рабочие требовали сокращения рабочего дня. Вместо удовлетворения их требований администрация просила местные власти «сильной полицейской или военной стражи на руднике».
Рабочее движение, зарождавшееся на промышленных предприятиях, было значительным явлениям в общественно-политической жизни Осетии. Оно становилось частью национально-освободительной борьбы, которую вел осетинский народ в конце XIX в.

М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии"

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru