ПОРЯДОК ИДЕЙ И ОЧЕРЁДНОСТЬ НА ИР-АС-АЛАНСКИХ ЗАСТОЛЬНЫХ МОЛЕНИЯХ КУВД (эпоха витязей Ас – после 5-4 тыс. до н.э.)
В 5-4 тыс. до н.э. история ари-ас-аланского (индоевропейского) единства идёт к концу и начинается ир-ас-аланская эпоха. Но переселенцы той эпохи, в отличие от прежних переселенцев эпохи рода Наф, расселяются уже и по причине религиозных конфликтов. По всем признакам, разделение ариев и греков было продолжено разделениями самих ариев и самих греков. Между ариями это можно иллюстрировать этнонимом «скиф» ( «кудары») на юге современной Ас-Алании. Часть их – кударитов – ушла на восток и позже известна в конфедерации гуннов. И это означает, что «кудар» - это соционим и у гуннов они тоже элита – всадники. Одним из южнокавказских поселений всадников был Skutaj-Syk (> «кутаиси»).
Итак, в 5-4 тыс. до н.э. арии уже за пределами междуморья – археология знает их на Балканах и Дунае. В 3-2 тысячелетиях в самом междуморье завершается распад последней общности – арийско-греко-армянской. В это же время арийские элиты образуют высшее сословие первых государств Истории и наступает эпоха, названная в Нартиаде Ævydy-Vydony Ræstæg – «неплохие-плохие времена». Это эпоха, когда начинаются войны «за моё-твое» - эпоха появления собственности. Она уверенно датируется временем с третьего тыс. до н.э., когда начинается история Шумера и Египта, а Европа ещё не знает этнических границ, но культы «маршрутов снопов счастливых урожаев» (по Геродоту) уже затруднены и передаются эстафетой, поскольку свобода передвижений между племенами Европы нарушилась «начавшимися склоками».
Итак, «маршрут снопов счастливых урожаев» – это продолжение культов ари-ас-аланской эпохи (до 5-4 тыс. до н.э.), когда нет границ. В начале ир-ас-аланской эпохи (после 5-4 тыс. до н.э.) границ всё ещё нет, складывается пантеон генотеизма. Со второго тыс. до н.э. начинаются «споры за моё-твоё» и возникают первые в истории Европы границы. И в междуморье - точнее в Центре Кавказа, формируется идеология Ир-ас-аланского Единобожия.
Главной образно-вербальной проблемой этого перехода было решительное избавление пантеона от звериной образности ари-ас-аланской эпохи (тотемизма и проч.) и замена её образами человеческой мощи: Сотворение Первоцаря Нартиады решительно отличает творение нартов «из пепла», «как червей на мясе», и Сотворение Первоцаря, сотворённого мировым разумом Мон, потому заявленного Владыкой Земли! Ясно, что в идеологии Ир-ас-аланского Единобожия нет места для образов звериной мощи: главная идея эпохи - Человек Царь Всей Природы!
Один из богов переходной эпохи – бог грома и молнии, сокрушает десятки и сотни отраслевых божков нартов (зедов, дауагов и уациллов), и этот «бог войны» выступает «молодым стражем-витязем» (Pa-Tyr-As > «батрас»), в честь которого устанавливаются ГЛАВНЫЕ СВЯТИЛИЩА ир-ас-аланских культов. Но продвижение к этому результату стоит молодому богу жизни – он гибнет! И его линию в Нартиаде занимает «вестник могучий витязь» Wac-Ama-As (> «ацамас»), который меньше действует Силой, чем Красотой Поступков! Эти два символа Нартиады являют переход в социальном регулировании от «неуёмности Силы Меча /-«батрас»/)» витязей, к «прекрасно организующей Силе Вести /-«ацамас»/» витязей. Ступенями «батрас»-«ацамас» на вершину культов поднялся «великий золотой витязь» Zæræ-uAs-Styr (> «Зороастр»), к которому перешёл титул далёкого предка породословия «воинов-жрецов» - Ssau (< Ksaj – означает «сиятельный» в титульном имени Æхсæртæг /по Абаеву/, и затем в «хуссау» < Xu-Ssau).
На переходе к монотеизму сложный титул «Ху-Ссау-Ама-Уас-Стэр-Джиу (-«благосиятельный могучий великий витязь парящий») разделён на теоним Ху-Ссау и сакроним Уас-Стэр-/джи/, решено это переводом «ама» (-«сила-мошь») в «æмæ» (-«и»). На юге Ас-Алании первую молитву возносят паре «Хуссау æмæ Уасстэрджи» (-«Хуссау и Уасстэрджи») ещё вместе. На севере – уже поочерёдно.
Из всего этого следует, что в Трёх-Сэхную эпоху шла отчаянная борьба между культами благосиятельной линии «аристократ» (< Ary-Ist-Kart – «владеющих землями действенно рождённых»), и культами линии «демократ» (< Tyma-Kart – «родичей /родового/ надела»). Дополняя Дюмезиля теперь можно утверждать, что между Сэхом Силы и Сэхом Знания шла ожесточённая борьба за социальное лидерство, и в этой борьбе Жрецы были вынуждены на компромисс с Витязями: витязи Ас взяли на себя и жреческую функцию Вестников Знания. Это со всей очевидностью иллюстрируют титулы двухступенного перехода «батрас»-«ацамас»: первый по титулу всё ещё «страж молодой витязь» Pa-Tyr-As, но уже второй титул характеризует «вестника могучего витязя» Wac-Ama-As. И если первый повергает весь мир Силой, то второй управляет Природой - в том числе и её Звериной Силой, посредством Красоты Вести /музыки/ и Мощи Слова.
Борьба между «аристократ»-«демократ» выработала процедуры годичных выборов поочерёдной смены должностных лиц в отправлении культов – Дзуарэ-Лæг (< Dzaw-Ary-Wæl-Wag) – «восходящих рождениями высшего нрава», или Ист-Лæг (Ist-Wæl-Wag) – «владеющих высшим нравом». И судей трёхступенной системы ир-ас-аланского судопроизводства. Равное РАЗУМНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ в отправлении культа и суда между разными «семанами нрава» Мэггаг - это истоки истории мировой демократии! Но известна она через греков…
Лучший специалист по древним ир-ас-аланским святилищам С. Джанайтэ, по топографии святилищ установил, что Центром Культа была танцевальная площадка Симдэ Фæз: ещё недавно «молитвы» Кувд – «вытанцовывали» Кавд!
Все это разворачивает перед нами весь процесс становления идеологии Единобожия от эпохи рода Наф. На последней ступени, когда Витязи узурпировали функцию Вестников Знания мирового «разума/замысла» Мон, в Ир-ас-аланском Центре, где формировался стержень идеологии Нартиады, установилась своя иерархия культов Трёх-Сэхной эпохи. На его периферии – тоже свои. Продолжали действовать культы Трёх-Сэхной эпохи, и даже эпохи ари-ас-аланского язычества, что отложилось формулой aly syxy jæxi ægъdaw – «в каждой обители свой культ» (кстати, термин «секта» идёт от Syk-tæ). К примеру, на периферии – и культы скифов, они ещё языческие и образы мощи в них – звериные /звериный стиль/.
Смысл этого процесса в том, что породословие Витязей вынуждено было принять более совершенную философскую основу культов породословия Жрецов. Это создало новое породословие «жрецов-витязей», сделавшегося социальным лидером Трёх-Сэхной системы, ибо в культах трёх «семян нрава (Æртæ Мэггаг)» они уже не были представлены – витязи образовали над ними культ четвёртого «семени нрава» - Ас (мэггаг Астæ). Этим завершилось становление ир-ас-аланской идеологии эпохи ас-аланской династической доктрины. Титульное расширение - «благое сияние» Ху-Ссау – уже не относится к «великому витязю Уас-Стэр: оно стало относиться к «мировому разуму/замыслу» Мон. Однако с высот «благого сияния» Ху-Ссау, до обителей людей, главным «носителем мон (мен-мин)» - Мин-æ-Вар, сделался «золотой великий витязь парящий» Зæрæ-Уас-Стэр-Джи.
Результат этого компромисса представлен и на ир-ас-аланских кувдах. Во главе стола сидят трое ведущих кувд – по числу Трёх Сэхов, перед ними кладут три пирога – по числу трёх сэхов Обитаемой Вселенной. Ведущего культ величают Хистæр (ведущего буддистских культов зовут так же - Xistar, но это уже не должно удивлять, потому что «Будда» < Po-Ud-tæ – «страж душ», а идут они из идеологии Нартиады), других двоих тоже: их называют Дэггаг Хистар – «второй ведущий культ», и Æртэггаг Хистæр – «третий ведущий культ».
Перед ними кладут голову, лопатку и нечётное число рёбер жертвенного животного. Остальные доли распределяются по возрасту вдоль стола «вниз», так что младшим в конце стола достаются бедренные части. Первое моление кувд Хистар возносит единому богу Хуссау стоя (после этого голову уносят, и выносят перед завершением всего моления кувд /отрезают ухо для молодежи и это знак завершения застолья/). После завершения текста первой молитвы кувд, ведущий Хистар произносит в конце фразу a-Men – «это разумно/истинно/», и на это весь состав молящихся соглашается o-Men – «да – разумно/истинно/». То есть ведущий – Хистар, является обратным медиатором Мон - снизу вверх, как носильщики Мон «минæвар» несут Мон от бога Хуссау - сверху вниз. Этим все молящиеся берут на себя ответственность за качество диалога с богом Хуссау! После первого моления /тоста/ ни у кого уже нет права возносить кувды стоя, кроме двух случаев – о них ниже. Кувд стоя – привилегия ведущего Хистæр в первом тосте: за Хуссау.
Второе моление кувд возносят золотому парящему великому витязю Зæрин Уасстэрджи. И завершается оно теми же «а-Мен» и «о-Мен» - ими поддерживают постоянный диалог с субститутом «мирового Мон» - богом Хуссау также и после всех остальных молений кувд. Другими словами, между богом Хуссау и застольем молящихся происходит обмен потоками «разума/истины/» Мон: от Абсолютного Мон сверху, как «от учителя», «носители мон – минæвар» доставляют его вниз. Навстречу снизу «ученики», под руководством «учителя» Хистар, формулируют усвоения сказанного - «а-Мен», и шлют согласие -«о-Мен». Так была устроена «школа» (< Syk-Wælæ – «обитель высшая») эпохи Трёх-Сэхной идеологии.
В этой «школе» существует особый порядок молений кувд, который представляет собой кратковременный переход функции ведущего культ к младшим членам застолья, и этим отмечается самое высокое признание нравственности и достоинства молящегося Индивида. Оно имеет две степени признания: в виде права на одностороннее обращение индивида к богу Хуссау личной молитвой кувд.
Первое – Нуазæн (-«бокал почётный»), это моление индивидуальное, кувд возносят стоя, пьют сидя. В редких случаях, когда в теме моления участвовал кто-то из присутствующих, ведущий Хистар может разрешить испить этот тост втроём. Кувд благословляют выражением xælar (-«во благо»), но без «а-Мен»-«о-Мен». Второе - Кувдэ Бар (– «право на моление»): удостоенный этой высшей чести возносит кувд стоя, за ним его моление кувд обязательно повторяет ведущий Хистар, завершающий его обращением «а-Мен». Весь состав молящихся выражает согласие «о-Мен». И испить эту чашу обязаны все! Это наивысшее признание «разумности» отдельного Индивида. Все пьют сидя. Вообще пить и есть стоя – это верх неприличия: стоянием выражается слава и почёт тому - чему посвящена вербальная магия молитвы кувд! Стоят во славу Слов Молитвы, потому после завершения кувда положено сесть. Стоя пить или есть – значит возносить славу еде и напиткам, а это постыдно, но сегодня понимание этого утрачено.
Природа разных толкований не только в том, что многое утрачено, но и в том, что фактически произошло слияние культа Жрецов (разума Мон) с культом Витязей (золотого великого витязя Зæрæ-Уас-Стэр) и наложение одного на другое было изначально чревато противоречиями. К примеру, богу Хуссау возносят молитвы всем тем, что он сотворил как Природу – всем тем, что есть в Природе: кувд возносится и водой, и молоком, и спиртным - всем. Но воинский культ золотого великого витязя Зæрæ Уас-Стэр не терпит свинины и птицы – признаются только рогатые жертвы. Поэтому после первого моления кувд со стола убирают свинину и птицу, и возвращают на стол после второго моления кувд. На стол и в святилище не выставляли и араку – она считается «хæйрæджэ конд (-«чёртов продукт»)» и её держал в руках разливающий. Возносить ею молитвы богу и святым кощунственно. Араку можно было пить дважды - когда кувды адресовали «нижним силам» и Бэнатэ-Хицау – «хозяину места» (вообще арака появилась на Кавказе не ранее 15 века и называть её «напитком предков» безграмотно).
Кроме того, идеология Трёх-Сэхной модели и культ витязей Ас расходятся в разделе культа павших витязей: души (Ud) павших витязей восходят на Солнце, а «тела-формы» (Xuyz) уходят в подземный мир. Поэтому павшим витязям молятся не тремя, а двумя пирогами – как символами нижнего и верхнего миров, куда перешли Форма и Душа, а серединный мир живых они покинули – для умерших его нет. Однако единому богу Хуссау молитвы возносятся тремя пирогами во всех случаях, поскольку для него нет живых и мёртвых – для бога Хуссау все живые. Поэтому всегда первую молитву, и на похоронах, возносят богу Хуссау – тремя пирогами, но после первой молитвы серединный пирог убирают и остальные кувды возносят двумя. В последний путь умершего сопровождают песней великого витязя – Уасстэрджийэ Зарæг (это условие изредка соблюдалось на юге ещё в первые годы советской власти). Расхождения в трактовках, порождённые контекстом истории Ир-ас-аланского Единобожия, сохранили вышедшие из него другие системы единобожия, усугубившие их отложениями собственного язычества.
Вот образец одного из кувдов единому богу Хуссау в его выдержанной идеологической форме (установлен по данным юга Ас-Алании в соответствующей артикуляции Академией Реставрации): «мах нишэ дарæм кæрæжийæ Хушауэ раз лæгжинадэ йедтæмæ, умæй уæлæмæ шэ ис – уи у уарзонжинад, иумæ эстэ æгъдау, æгъдау та у уæзданжинадэ бэндур æмæ уæздан уæм» [-«мы ничего не должны друг другу перед богом Хуссау, кроме благочестия, а то, что сверх этого – это есть любовь, вместе они составляют агдау, а агдау является основанием благородства, так будем благородны»].
И теперь о географии Центра Ир-ас-аланского Единобожия – где Центр располагался? Напомним читателям, что топоним «цхинвали» (< Sinx-Wælæ – «высшая обитель»), известный в североевропейских мифах как рай викингов Валгалла, имеет более полный вариант названия «крцхинвали», а поскольку «ц» - это «т» и «с» вместе, то в развороте это Карт-Синх-Уæлæ – «удела высшая обитель». Но что это за удел – где он? Ответ – это «карталиния» (< Kart-Alania – «удел алан») грузинских летописей, где назван ещё как «ариан картли» ( «дзауаджикау»), позже русские назвали его «Владикавказ».
[b]А.Р. Чочиев КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК "ИР-АС-АЛАНСКОЕ ЕДИНОБОЖИЕ"
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |