ЖРЕЦЫ И ГЕРОИ В ИДЕОЛОГИИ НАРТИАДЫ ЭПОХИ ОБЩИН БÆСТÆ |
Автор: 00mN1ck / 25 декабря 2008 / Категория: Духовный мир осетин » Теософия и теология |
В регионах, где условия стран располагают к созданию ирригационных систем, очень рано складываются автократические системы управления – с очень сильной центральной властью. Территория ариев к этому не располагала. Поэтому объяснить ир-асский монотеизм рано сложившейся сильной центральной властью, как это явно или неявно имеют ввиду для объяснения единобожия в Египте, невозможно. Кроме того, ирригация и автократии были также в Индии и Китае, но единобожия там не отмечено.
Более того, установлено, что сами термины социального расслоения не закрепились в Нартиаде. Хотя возникли у ариев до распада арийско-греко-армянской общности. Это ясно из того, что распад произошёл в 3-2 тыс. до н.э., но в греческом материале нет данных для их разъяснения. Между тем, оба эти термина расслаивающейся организации ариев совершенно прозрачны в идеологии Нартиады. Первый – это «рождённые владеющими наделом-уделом - AR-IST-KART /«аристократ/»; второй - это «родичи удела-надела - TYMA-KART /«демократ/».
Но оба термина ушли к той части этой общности, которая со второго тысячелетия до новой эры формировалась как греческая этнокультура. И в ней признан политеизм, хотя греки считаются основателями философии – у них не видно и мировоззренческой базы единобожия…
Нет оснований искать философские признаки возникновения ир-ас-аланского единобожия вне идеологии Нартиады, их не видно и в социальной модели. Хотя схватка элиты Асов и демократической массы нартов длилась тысячелетия и с переменным успехом. В эпоху общин бæстæ «сослан» и потом в эпоху асов «батр-Ас» беспощадно уничтожали нартов в их молельнях… Эта борьба была первой в истории человечества реформацией – она названа Переворотом Аристократов. Он завершился тем, что элита-асы не смогли монополизировать культ: упорство демократов-нартов привело к тому, что у ир-ас/осов выработалась сохраняющаяся в обозримые века форма избираемости глав культа ист-лæг и дзуарэ-лæг, и в выборах участвуют все без исключения общинники, кроме тех, кто в последние семь лет уже бывал избран!
И выходит, что истоки единобожия в Нартиаде нужно искать в её общих и индивидуальных трактованиях жизненной нравственности и переосмыслениях принципа Силы как основы Жизни и Дееспособности вообще.
В её идеологии хорошо отмечен переход от звериных «тотемических» выражений Силы, через образы Силы «полузверино-получеловеческие» (миксантропические – голова зверя на теле человека или наоборот и прочие «иконографические смеси» зверя и человека), к чисто человеческим. Ориентир для поиска – установка: Хуссаумæ æртæ чъирийæ кувдæ у (-«богу Хуссау молятся тремя временами»). И если понять уровень этого в высшей степени философского представления о боге трёх времён вселенского бытия, то ясно, что кровавые жертвы – это не более чем земные декорации для фона «изобильных возможностей» в ощущениях самих молящихся.
Источник: uasdan.com |