В поисках праформы, а значит и прасмысла названия «хуссау», Абаев обратился к арийским языкам сакского региона. Потому что сакский язык был наиболее близким к осетинскому из всех. И там действительно есть бог hutaw («хутау»), но это явно «благая – ху», «сила – тау», но Абаев отметил, что из этого ир-асский теоним «хуссау» не получается… Почему-то он тут же привёл, но оставил без внимания форму huthaw… Из которой «хуссау» (< hu-TH-aw) получается вполне… Но есть аргументы совсем надёжные!
Системная структура идеологии Нартиады не оставляет никаких колебаний при выборе вербальной основы теонима «хуссау». Достаточно понимания того, что основа идеологии Нартиады, базирующаяся на идее «рождения» Ар, могла допускать только одну универсальную силу - «силу рождающую»: главную рождающую силу вселенной. Ясно, что эта сила – священна, и потому сакрализована наивысшим образом. Говоря строже, эта «рождающая сила» рождает всё в этой вселенной, включая зверей, растения и человека. Об этом со всей определённостью говорит и тот факт, что вся эта сфера жизни вселенной – звери, растения, животные и вообще всё живое на земле, имеют общее название, которое производно от «рождения» Ар - Ǽрдз (ǼRDZ – «природа»).
До приведения этих аргументов отдадим должное учёным Германского археологического института и Северо-Казахстанского университета (Петропавловск) – на самом высоком уровне современной науки они изучили Большой курган Байкара, который не содержал погребения и трактован ими не как «могильник-святилище», а как «чистое святилище» или «храм»!
Таким образом, мы впервые в науке Истории получаем совершенно достоверное подтверждение того, что «курганы-святилища-храмы» были материальным атрибутом идеологии «рождений-смертей-рождений» дзæуæггаг, независимо от того, наличествуют среди этих атрибутов культа покойники, или нет! Учёные удачно привели и интерпретацию связи «войска из кургана» с «войском земным» Нартиады - как выходящего на белый свет, из кургана, войска всех прошлых поколений - к вождям войска нынешних поколений! Войско «из кургана» следует за земным вождём до того, пока он не оглянется… Курган Байкара – на сакской территории скифской культуры. И у одного из обитателей этой территории – у хакасов, бог зовётся «худай», а сказание – «нартпах» (Г. Парцингер, В. Зайберт, А. Наглер, А. Плешаков «Большой курган Байкара», Берлин, 2003, 221-229; двуязычное издание).
И не остаётся никаких сомнений: курган Байкара – одна из репродукций той же идеологии «рождений-смертей-рождений» дзæуæггаг. И саки – это носители идеологии Нартиды! Здесь в прошлом и «хутау», и hu-TH-aw – вполне «хуссау», ныне здесь бог - «худай», а сказание - «нартпах». Остаётся сказать только, что в реальной воинской психологии, равно как и в мистике, этот сюжет выражал идею преемственности духа воинских поколений всех прежних «рождений-смертей-рождений» – дух и передаётся через песни славы кадæг. И «не оглянуться» - это принцип: «сзади для нас целей нет» и «сзади всё надёжно – все свои». Сомнение в этом равносильно предательству поколений! Потому «оглянуться» - это поражение до боя… И такой вождь теряет всю силу и дух прошлых поколений! А теперь Нартиада - сюжет рождения «природы» Æрдз.
Склеп-Лабиринт «рождений»-«смертей» в Нартиаде имеет два названия. Первое – СЭРДОНЭ ХǼЗАР, и это «лабиринт сэрдона», куда «развратная сука /это одно из воплощений сэрдон/», на поводу /по «нити ариадны»/, приводит героя-«самца». Само название «хǽзар» из двух частей: kas/kasa – «обитель», ar – «рождений», но значения разошлись и ныне «хǽзар» - это обитель людей, а «касар/касара» - это обитель животных. При этом роды у осетин традиционно проходили в хлеву, в кормовом устройстве (кǽвдǽс). То есть касар долго оставался обителью рождений детей и животных. Второе название Склепа-Лабиринта «рождений-смертей» - это ДЗЕРАССǼЙЭ ДЗǼППАС - «склеп дзерассы». Туда сила рождающая проникает как Световой Луч (в него превращается уАс-Стэр-джи) и оплодотворяет «смерть». И «смерть» проходит «меру» времени, после которого «восходит рождением (Дзау-Ар)», рождая Мужчину, Женщину, Коня, Собаку, и вместе с ними в склепе образуeтся Зелёный Луг. Всё это вместе есть «всё рождённое» - Ǽрдз («природа»).
В этой идеологии легко понять, что места захоронений были священны потому, что это были места «смерти», с которых предки «восходили рождением (Дзау-Ар)» на небеса. И в контексте этой идеологии совершенно проясняется значение формулы мард дзуар у, которая обретает в идеологии прозрачный смысл – мард Дзау-Ар у – «мёртвый /смерть/ восходит рождением» в следующий уровень функциональной дееспособности. А с последней земной ступени дееспособности происходит переход на ступень небесной дееспособности - согласно священному порядку вселенной бога Хуссау.
Итак, выясняется, что рождающей силой всего земного является Свет! Язык этой идеологии, религии и всей философии вселенной стал ир-асским языком - осетинским языком! Теперь понятно, почему свет БОН входит в основные названия дееспособности: дееспособность в детородии – беременность - называется «несением света (хǽстбойнон)», дееспособность определяется как «обладание светом («мǽ/дǽ бон у, мǽ/дǽ бон нǽу – «я/ты можешь, я/ты не можешь»)», недееспособность называется «безсветностью (ǽнǽбон)», торжествование называется «разливанием света (бонкалэн)», сильный и богатый называется «светоначинённым (бонджэн)», и т.д. Самый большой праздник у ир-асов был празднованием «нового света – Ног Бон (NOG BON)», начало «нового света» отмечали в марте месяце, а «понятие «нового года» было неизвестно. Приветствие бонхорз и прощание хǽрзбон – это пожелание Вселенского Света-Изобилия-Радости.
Потому что у ариев в основе празднеств рождений (тысячелетиями позже это и рождество христиан) была рождающая сила Света и её «восхождение рождением (Дзау-Ар)» отмечали с весны. А осенью и «уход вниз», чтобы свет Бон снова вышел через Склеп-Лабиринт после «смерти» наверх – родился в следующий праздник нового света Ног Бон. Другими словами, решающее значение имели два сезона – тепла и холода, а мерой – ориентиром времени, был ход света Бон/-Раук/, но не длительность «год».
Именно потому в Склепе-Лабиринте «смертей-рождений» рождается пока герой, которого зовут сосрук – это «жар-свет (SOS-RAUK - «жар-свет»); или сослан – это «высший смотрящий за сезонным жаром/теплом». А Зелёный Луг, Женщина, Конь и Собака рождаются все вместе. Но все они рождаются от рождающей силы света Раук/Бон.
И для перехода к значению слова «хуссау» этого совершенно достаточно! Остаётся только напомнить, что страна-община Нартиады – её бǽстǽ, состоит из трёх обителей ǽртǽ сэхэ (ǼRTǼ CYXY), и высшим из них является уǽлǽ-сэх (WǼLǼ-SYX - «высшая обитель»). Обитает в ней высшая нартская «фамилия - элита» мэггаг Ǽхсǽртǽггатǽ. Название её родоначала производится от имени ǽхсар, которое идёт от «сияния – ксай/ksaj», что тоже является атрибутом Света. И сам факт, что производящим началом этой элиты было «сияние рождающее ксай-Ар (KSAJ-AR – «сияние рождающее»)», особо отмечен в имени родоначала - ǽхсар. И стоит сказать, что этот термин ксай, в значениях «сияния» и «элиты», известен у всех ариев Евразии.
Но только у саков, самых близких к ир-асам (осетинам) по языку, этот термин атрибуции «света - Бон/Раук» имеет форму «ссау (SSAU – «сияние, сияющий»)». И теперь уже совершенно ясно, что титулом величания рождающего света Раук/Бон и было величание благодейственного сияния - «ху-ссау (XU-SSAU – «благое/доброе сияние»). Но это теоним бога – это его величание как рождающей Силы. Но не сам бог… Это с особой ясностью видно и из того, что есть величание хуссау – «благосиятельный», и хуссǽуттэ хуссау – «благосиятельнейший из благосиятельных»… А поскольку порода ǽхсар – это элита, то это ранги элиты, но не Истина.
Есть две вещи в идеологии Нартиады, которые не позволяют принять посылку о том, что рождающая Сила и есть бог её религиозной системы. Потому что в основу её религии и веры положено понятие ИСТИНЫ и ЛЖИ, определяющееся особым их определителем «уацамонгǽ (wAC-a-MON-GOAO – «весть этого разума возглашающая»). И ещё потому, что бог Хуссау, сотворив вселенную и всё в этой вселенной, наделил всё, что в ней сотворил, ещё и особым свойством «амонд (A-MON-D – «это разумное»)», которое определено как «счастье», и понимается ещё как «судьба».
И выясняется, что в первом случае с вселенской Истиной, мон - как «нечто - разум», занимает в определителе Истины уацамонгǽ то место, в котором должна быть сама истина (ǼCǼG – «истина»). При этом выбор определителя Истины информационно выражается как уац – «весть/слово», и ретранслируется как Истина способом гоао – «провозглашение».
И второй случай - с вселенским Счастьем: мон как «нечто – разум», является содержательным воплощением «счастья/судьбы» всего и вся во вселенной, распределённого в ней самим богом Хуссау. То есть, в обоих случаях они есть суть того, что признаётся Истиной, но бог и есть Истина! И выясняется, что для понимания того, что есть бог в религиозной системе ир-асского единобожия, надо выяснить место Мон в идеологии Нартиады. Этому посвящено отдельное издание, но здесь, для понимания указанной проблемы, достаточно его основных результатов.
Источник: uasdan.com |