ХУССАУ - ИДЕЯ БЕЗ «ПЕРСОНЫ» И ПЕРСОНАЛЬНОСТЬ ЭЛИТЫ
Логика идеологии Нартиады не позволяет случайных допущений и ответ определён связью четырёх идей: первая – это идея «блага/добра», вторая – «благо/добро» в идеологии Нартиады имеет выражение в идее «плодородия/детородия» и «семени нрава», третья – семенем нрава мирового «плодородия/детородия» является «сияющий свет», четвёртая – семя нрава элиты Нартиады маркировано как «сиятельных рождений нрав /æхсæртæг/». Остаётся только расставить значения: «благо» - Xu, «детородие/плодородие» - Ar, «сияние» - Ksaj, «свет» - это и Bon, и Rauk, «нрав» - wAk|g. И отметим, что «сияние» ksaj имеет два выражения – Saj /отложилось у скифов/, и Ssau /отложилось у саков/. Формат выбора очевиден – ху-ар-ксай-бон-уак. И очевидно, что за давшим жизнь НАЧАЛОМ Мон закрепилось элитное ху-ксай: великое сияние Xu-Ssau /хуссау/ есть эпитет Мон как Бога-Творца ир-ас-аланского монотеизма, вездесущего и зримо /сияет/, и незримо /мыслится/, присутствующего всегда и везде. И, похоже, что славянский бог «хорс» являет другой набор этой идеологемы «ху-ар-ас» - «благое рождение витязей» (тогда все колебания ИЭСОЯ снимаются {22}).
Жизнь управляется советом нэхас бога Хуссау: медиаторы Трёх-Сэхного социума - зэды и дауаги – собираются на небесных судах бога Хуссауэ Тæрхон. С суда бога Хуссау они уносят в Трёх-Сэхный социум приговоры – эти священные назначения Жизни по Нраву как раз и воплощают «этот мон – А-МОН»: на праздниках владетели высшего нрава истлæг оглашают его в молитвах кувд, и называют «А-МЕН».
Переворот Аристократов эпохи Второй Пары Близнецов был переходом функции медиаторов в иерархию силы витязей «уэрэсмаг»-«г/хамэс»: отныне главным медиатором становился витязь веры Ас, который прошёл все ступени смертей-рождений Дзæуæггаг. От начального стража молодого Па-Тэр-Ас /батрас/, он шёл ступенями рождений в высшем нраве Дзау-Ар-Лæг /дзуарэлæг/, овладел вышим нравом Ист-Лæг /истлæг/, стал великим асом Стэр-Ас - это ступени Дзæуæггаг в земной жизни. Земная жизнь заканчивается смертью Па-Тэр-Ас и Стэр-Ас, но смерть является в идеологии Дзæуæггаг рождением на следующей ступени, а смерть земная – рождением небесным, потому смерть «батраса» была рождением «уасстэрджи» - первого из дауæг [< Taw-Wag] – «сил нрава».
Отныне великий ас парящий-восходящий у/Ас-Стэр-дзæу /уасстэрджи/ стал главным из всех медиаторов «консервативной» эпохи – первым из всех зæдов и дауагов. Итог Переворота Аристократов в том, что судьбу и нрав от Творящего Жизнь высшего сияющего разума/смысла Мон распределяют теперь витязи веры Ас/AS! В Нартиаде две идеологемы высших земных витязей, из которых один – Батрас - умирает, второй – Ацамас – не умирает и значит ЕГО ЭПОХЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНО ПРОДОЛЖЕНИЕ после конца «эпохи батрас». По логике нисходящих материализаций замысла Мон - на нижней ступени обращений в вещные и животные воплощения природы и жизни, идеологема «ацамас» [< w/AC-AMA-AS] – «вести могучий витязь», частью у/АЦ ставит витязя AS на первую ступень вести: сразу после Мон. И у неумирающего витязя ацамас тот же небесный двойник, что и у погибшего витязя батрас – это уасстэрджи: отсюда ясно, почему весть у/АЦ, как атрибут функции «ацамас», определена у уасстэрджи как хуссауэ уацхæссæг [< hussauy w/AC-HÆSSÆG] – «благого сияния весть несущий». Он носитель Вестей с Небес. Но и в прямой контакт с Мон вступает только уасстэрджи!
Это подчёркнуто его статусом: на ступени Творящего Разума Мон витязя уасстэрджи располагает идеологема хуссауэ минæвар [< hu-ssau Men-е-Bara] – «благого сияния разум несущий» (этимология men-bara – разум-смысл несущий {23}). На этой ступени разум/смысл Мон, через весть у/АЦ, переходит в нрав у/Аг: всё земное отбывает заданную предзамыслом а-Мон-д судьбу, и этот Мон замысла переносится медиатором в виде нрава - у/Аг, потому так и представлен в идеологеме миниуæг [< Min-i-Wag] – «замысел/смысл нрава» {24}. И в этой функции у/Ас-Стэр-джи стал медиатором-монополистом - он один обладает статусом хуссауэ минæвар.
Можно с полной уверенностью утверждать, что жрицы социальной страты, указанной идеологемой «сэрдон», а затем поэты старики-кадæггæнæг, тоже вошедшие в слой «сэрдон», воздействовали даром испрошения-чародейства - kur, они владеющие испрошением – kur-ist, талантом - kurdiad, как творчеством-искусством в смысле заклинания-колдовства. Вопреки Абаеву идеология Нартиады на стороне Миллера, отнёсшего сюда и др. индийское kar, karu – «певец-славословящий» {25} – это как раз медиаторы-жрицы и рапсоды-старцы из страты «сэрдон» на празднествах карнавал [< Kar-Næw-Wæl] – «творениях нового высшего» Света Ног Бон. Но Переворот Аристократов и философия пространства-времени Мон сделали медиаторами верха-низа уæли-дæли витязей Ас: они Мин-æ-Вар – несущие Мон, их талант – в несении мысли, и несут они мысль нрава - Мин-и-у/Аг! Отныне лишь сила неспособных нести МОН состоит в обладании испрошением-заклинаним kur-ist.
То есть идеологемы творчества эпохи Мон уже выстроены на таланте mysyn – «сочинять-изобретать», талант mysyn производен от man – «мыслить-думать» {26}, отсюда и æmbisond – «притча-чудо» {27}. Это свидетельства первого в истории культуры триумфа интеллекта: в основе мира – разум Мон, в Мире Единобожия колдовству уже нет места! Это первая в истории религия ВЕРЫ В МЫСЛЬ! Такая она – единственная: в неё заложено всё и для эмоционального благочестия, и для неэмоционального благочестия, расколовших Веру на зороастризм, христианство, манихейство, ислам и др.
А.Р. Чочиев КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК "ИР-АС-АЛАНСКОЕ ЕДИНОБОЖИЕ"
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |