поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
САУХЪУС или «Уши Барса»
Автор: 00mN1ck / 20 марта 2017 / Категория: Авторские статьи
Почему-то иронцы называют дигорцев (субэтносы осетин) САУХЪУС "черноухие" (сау 'черный' и хъус 'ухо').
Ответ на эту загадку нашелся в Киргизии.

Из описания герба Бишкека — столицы Киргизии (страны протянувшейся с востока на запад вдоль цепей Тянь-Шаня и Памиро-Алая и граничащей на западе с Таджикистаном, говорящим на разновидности персидского языка).
Герб города Бишкек представляет собой прямоугольный силуэт крепости, где внизу под ломаной чертой гор крупными буквами значится "Бишкек", а над ним по стене крепости светлый квадрат с Ильбирсом — Снежным барсом в центре круга.

САУХЪУС или «Уши Барса»

“С незапамятного времени киргизы рассматривали снежного барса как священное животное и как опекунов киргизских воинов”. Даже правители государства Кыргыз в верховьях Енисея, исторической родины современных киргизов, имели родовое имя Барс. В многочисленных сказаниях барс становится символом отчаянной смелости, мужества и выносливости, что для воинов-горцев определяет высокий эталон настоящего мужчины, воина-защитника.

САУХЪУС или «Уши Барса»САУХЪУС или «Уши Барса»

БАРС часто служит положительным ЭПИТЕТОМ БОГАТЫРЯ в кыргызком эпосе. Барса почитали и налагали на него табу, поэтому не называли своим именем, а употребляли для этого другие слова, такие как КАРА-КУЛАК (черные уши).

Карака́л (лат. Caracal caracal) — степная рысь. Название этой дикой кошки происходит от тюркского «кара-кулак», что в переводе на русский означает «чёрное ухо», так как задняя сторона ушей у этих кошек — чёрная.

САУХЪУС или «Уши Барса»САУХЪУС или «Уши Барса»

*КАРАКУЛАК называют вид Лисицы, которая, как говорят, прислуживает Льву, ибо она поднимает добычу и гонит её к своему повелителю. Персы называют её "Перванек", откуда арабское имя Форанек, которым они её наградили (персонаж из исторического сочинения "Хумаюн Наме").*
БАРТЕЛЕМИ Д'ЭРБЕЛО ДЕ МОЛЕНВИЛЬ "Центральная Азия глазами одного французского эрудита XVII-го века" http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVII/1680-1700/Molainville/text1.htm Стр. 253 (CARACULAK — КАРАКУЛАК)


На осетинском барс/леопард — færank /fyrænk / frank. Ср. афг. prang, перс. palang 'барс', 'леопард', согд. рwrσ'nk 'леопард', др.инд. prdaku-'тигр', 'леопард' (словарь Абаева).

Получаем:
Тюрки КАРАКУЛАК (чёрное ухо) — лисица Перванек/ Форанек (из персидского).
Осетины ФЫРАНК — барс (из персидского).
Киргизы КАРА-КУЛАК (черные уши) — прозвище барса / эпитет воина.
Осетины САУХЪУС (черные уши) —дигорцы.

Если ЛЕВ или ТИГР символизировали ВЛАСТЬ, то ВОИНАМ покровительствовало хищное животное породы кошачьих меньшего размера. Соответственно:
в степи — РЫСЬ (каракал)
в горах — ЛЕОПАРД / БАРС (Кавказ, Памир)

Вероятно осетинское САУХЪУС, было аналогично тюркскому КАРАКУЛАК и
являлось прозвищем ВОИНОВ-БАРСОВ (черные уши).


В иранской мифологии Шахревар (или Кшатра-Ваирья – лучшая власть) – владыка светлого небесного воинства, связан с Небом. Он покровитель людей-воинов, идущих на риск, активных, смело бросающих вызов несправедливости, борющихся за правое дело. Дарует людям силы, отвагу и мужество. Также выступает покровителем стихии Воздуха, камней, металлов, минералов. Его изображают воином, закованным в три кольчуги и с тремя глазами. У него всегда описан светящийся третий глаз посреди лба. Этот глаз – алмазный. Его описывают в рубиновых одеждах. Изображается он также на колеснице, причем эта колесница имеет форму полушария. Запряжена она орлами или 4-ми снежными барсами.

Тотем Шахревара: высокогорный СНЕЖНЫЙ БАРС, который везет повозку Шахревара. Белый, красивый, пушистый.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Кусочек армянского солнца
  • Северный адреналин
  • Цветная жизнь - заслуженному художнику РФ Ушангу Козаеву – 65
  • К проблеме этнорелигиозной самоидентификации современных осетин
  • Дочь солнца
  • В согласии с судьбой
  • Искусство осетинской примадонны
  • Американская "Кармен"
  • В Северной Осетии собрались исследователи Нартского эпоса
  • Князь живописи – заслуженному художнику РФ Юрию Абисалову – 60
  •   Архив
    Декабрь 2017 (17)
    Ноябрь 2017 (48)
    Октябрь 2017 (48)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru