поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
https://miraterra.ru/  
 
§ 60. КУЛЬТУРА ОСЕТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Автор: 00mN1ck / 26 апреля 2007 / Категория: История Осетии » Осетия во второй половине XIX в.
§ 60. КУЛЬТУРА ОСЕТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.


Духовное состояние общества. Во второй половине XIX в., за короткий отрезок времени, в Осетии в области культуры и духовного состояния общества произошли столь разительные перемены, что подобный прогресс по праву следует назвать эпохой Национального Возрождения. На новом этапе культурного и духовного развития стали ярче проявляться фундаментальные основы традиционной культуры осетинского общества. Среди фундаментальных основ этой культуры, определявших психический склад народа, были: 1) гражданская община с ее традиционной демократической идеологией; 2) соблюдение личной свободы и достоинства всех членов общества; 3) рыцарство как самостоятельный пласт исторически сложившейся культуры; 4) чуждость корпоративной идеологии и общинной замкнутости; 5) открытость к внешнему миру и предрасположенность к интеграции.
Эпоха Национального Возрождения отмечена не только численным ростом осетинской интеллигенции. Новое поколение национальной интеллигенции отличалось также европейской образованностью и приверженностью гуманистическим идеалам. Духовное состояние осетинского общества во многом определялось появлением в Осетии плеяды блестящих имен, ставших гордостью Осетии и России. Осетинский генералитет и офицерство, сформировавшиеся в самостоятельное сословие, внесли заметный вклад в историю российского военного искусства. Гуманитарная интеллигенция была увлечена идеей о возвращении своего народа в интернациональный мир и поиском собственного пути в этом мире.
Осетинская интеллигенция хорошо осознавала свое численное и образовательное лидерство среди соседних кавказских народов. Однако это не являлось поводом для национальной кичливости. Она ответственно относилась к своей гражданской миссии, выпавшей на ее долю как в отношении собственного народа, так и соседей.
Военная интеллигенция Осетии формировалась главным образом из представителей аристократии, светская имела смешанное социальное происхождение — одни из знати, другие — из свободного крестьянства. Несмотря на несовпадение политических вкусов, интеллигенция являлась цементирующей основой осетинского общества. За короткое время ей удалось преодолеть сословные и общинно-региональные предрассудки. Понятие «Ирыстон» как единой страны для всех ранее расчлененных частей Осетии стало господствующим. Внутренние духовные и культурные объединительные силы в осетинском обществе были столь велики, что Кавказ и его народы воспринимались уже не как географическое название или обычное соседство народов, а как единое жизненное пространство. Темирболат Мамсуров, основоположник профессиональной осетинской поэзии, расширяет понятие родины до пределов Кавказа. В осетинской публицистике остро ставятся теперь не только сугубо внутренние проблемы. В ней немалое место отводится защите обездоленных горцев Большого Кавказа. Идеология освободительного движения, утвердившаяся в Осетии, усиливала интернациональные тенденции в осетинском обществе. Идея об освобождении Осетии от колониального режима рассматривалась как одно из звеньев в совместной борьбе кавказских народов за независимость и свободу. Именно в таком масштабе освободительное движение Осетии представлял себе Ахмет Цаликов, впервые на Кавказе выступивший как идеолог создания демократического государства объединенных горцев.
Осетинская интеллигенция впитала демократические традиции великой русской культуры. Россия становилась для Осетии не только партнером в ее культурном прогрессе, но и замечательным посредником в освоении достижений мировой культуры. В целом осетинское общество осознавало великую роль России в становлении Осетии как страны. Только этим объяснялось отсутствие в идеологии освободительного движения осетинского народа политических установок, призывающих к отторжению Осетии от России. Таких установок не возникало даже в периоды, когда колониальный режим российского самодержавия принимал особо жестокие формы.
В пору Национального Возрождения шел интенсивный процесс формирования самосознания осетинского народа. Результатом этого процесса являлся всеобщий интерес к состоянию родного языка и забота о его развитии. Осетинский язык был осмыслен как основа национального возрождения и как условие для развития осетинского общества. Мощным толчком к «гуманитарной революции» в области осетинского языкознания явились труды Андрея Шёгрена и Всеволода Миллера, вызвавшие широкий интерес к истории и духовной культуре народа.
Прогресс в области культуры, в особенности появление ярких представителей интеллигенции, привлек к Осетии внимание крупных ученых. Наряду с Всеволодом Миллером проблемами истории осетин занялся М.М.Ковалевский. Ученого с мировым именем заинтересовала родовая организация осетин в древности. В двухтомной монографии «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении» М.М.Ковалевский пришел к выводу, что в древности осетины пережили классические формы родовой организации и военной демократии.

§ 60. КУЛЬТУРА ОСЕТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.


Школьное образование. Глубоко национальным движением в Осетии явилось стремление повсеместно ввести школьное образование. В этом движении участвовала не только интеллигенция. Его поддерживали все слои осетинского общества. В сфере образования ставилась задача сохранения в школе обучения на родном языке.
К середине 70-х гг. XIX в. для сельских местностей Осетии была открыта 21 школа. Это были небольшие церковноприходские школы, где численность учеников составляла от 20 до 60 детей. Первые два года в них на осетинском языке обучали чтению, письму и Закону божьему. Затем еще два года изучали школьные дисциплины на русском языке. Особенность таких школ состояла в том, что в них обучение строилось в строгом соответствии с интересами миссионерской деятельности в Осетии. Вскоре, однако, эти школы были преобразованы в светские. В них вместо священников стали обучать детей молодые осетинские учителя — Е.Бритаев, М.Калоев, И.Таболов и др.
Более высокий уровень образования осетинские дети получали в средних учебных заведениях Владикавказа. Из них наибольшее значение имело реальное училище. Обучение в нем было рассчитано на 8 лет. Программа реального училища состояла из общеобразовательных и естественных дисциплин.
Особое значение в Осетии придавалось женскому образованию. Продолжала работать женская школа Аксо Колиева во Владикавказе. Из начальной школы она по своей программе становилась прогимназией. К 80-м гг. XIX в. в Осетии в семи женских школах обучалось 196 девочек.

§ 60. КУЛЬТУРА ОСЕТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.


Положение в школьном образовании резко ухудшилось в связи с проведением в России контрреформ. В 80-х гг. XIX в. начальные школы вновь были преобразованы в церковноприходские. Перестав быть светскими, в них возобладало преподавание церковных дисциплин. Из школьного обучения вытеснялся осетинский язык. Своими реакционными мерами в Осетии особо свирепствовал начальник Терской области Ка-ханов. Он вводил в школах полицейские порядки, ограничивавшие права и свободы учителей. Каханов попытался закрыть также Владикавказскую осетинскую женскую школу. Лишь энергичное сопротивление этому решению со стороны интеллигенции во главе с К.Хетагуровым спасло школу от закрытия. Терской администрации, однако, удалось закрыть женские начальные школы в селах.
В 90-х гг. XIX в. школьное образование становилось важным политическим полем для осетинского народа в борьбе против колониального режима. Вопросы осетинской школы оказались в общем русле национально-освободительного движения в Осетии. Все слои осетинского общества были вовлечены в движение, направленное на дальнейшее развитие школьного образования. Высокую активность в нем принимало сельское население.
В 90-х гг. XIX в. усилиями осетинской общественности число сельских школ только в Северной Осетии достигло 72. В ряде горных районов (например, в Дигории) школы были открыты впервые. Система школьного образования налаживалась и в Южной Осетии. К началу XX в. одних начальных школ здесь стало 38. Быстрые темпы школьного строительства наблюдались во Владикавказе. Вместо четырех школ, существовавших здесь в 60-х гг., число учебных заведений различного типа достигло 30. К концу XIX в. всего в Осетии насчитывалось более 140 школ, в которых обучалось 6300 учеников.
Национальное движение, развернувшееся в 90-х гг. XIX в. в сфере образования, и открытие новых школ заметно повысили грамотность населения. К концу XIX в. общее число грамотных составляло 8062 человека. По уровню грамотности Осетия опережала другие народы Северного Кавказа.
Наука. Становление осетинской науки относится ко второй половине XIX в. Научное знание развивалось главным образом в области гуманитарных наук — истории, этнографии, фольклористики, философии и др. Особенностями осетинского общества, ставшего на путь национального возрождения, объяснялся приоритетный характер гуманитарного образования и гуманитарного научного знания. На характер развития осетинской науки благотворное влияние оказывали русские ученые, занимавшиеся изучением Осетии. Работы В.Ф.Миллера и М.М.Ковалевского, посвященные важным проблемам осетиноведения, явились для молодых осетинских ученых настоящей академической школой. Российская академическая наука, с которой в Осетии были знакомы еще с начала XIX в., избавила осетинских ученых от примитивных форм становления науки. Осетинские ученые создавали исследования, отвечавшие самым взыскательным требованиям науки второй половины XIX в. Например, исследование А.Г.Ардасенова «Переходное состояние горцев Северного Кавказа» являлось одним из лучших в русской социологии. Превосходное знание А.Г.Ардасеновым экономико-социологического материала, касавшегося народов Северного Кавказа, сопровождается в его исследовании глубоким анализом переходной экономики и жизненного уклада горских народов. Научные наблюдения и выводы, сделанные ученым во второй половине XIX в., не потеряли своей значимости и в наше время.
На уровне лучших философских работ России второй половины XIX в. были написаны исследования А.А.Гассиева. Выпускник Киевской духовной академии больше интересовался философскими проблемами христианства и ислама. Его сочинения «Анализ Корана, догматики и морали», «Новейший философский реализм об основах религии и нравственности» и др. характеризуют А.А.Гассиева как одаренного ученого, широко эрудированного в области истории мировых религий и истории философии.
Ученый-философ неразрывно был связан с культурными запросами своего народа. А.А.Гассиев пристально следил за состоянием народного образования в Осетии. Он был сторонником совершенствования методов обучения в школе. Для русских школ А.А.Гассиев написал два учебника грамматики русского языка.
Гуманитарная революция в Осетии, происходившая во второй половине XIX в., выдвинула большую группу осетинских ученых: Василий Цо-раев, Джантемир, Гацыр и Гуцыр Шанаевы, Иналук Тхостов, Михаил Баев, Георгий Чочиев, Савва Кокиев, Соломон Тускаев и др. Большинство из них занималось осетинской этнографией, фольклористикой и историей. Такая направленность научных интересов свидетельствовала о тесной близости осетинской интеллигенции к судьбам народа, о распространении среди ученых Осетии российских народнических настроений.
В начале XX вв. были подготовлены и изданы книги Александра Кодзаева «Древние осетины и Осетия» и Вано Темирханова «История осетин». В них изложена патриотическая концепция осетинской истории.

§ 60. КУЛЬТУРА ОСЕТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.


Достижения осетинской науки второй половины XIX в. серьезно продвинули процессы формирования национального самосознания осетинской нации.
Осетинская художественная литература. Ко второй половине XIX в. относятся становление и расцвет художественной и публицистической литературы. В короткий промежуток времени осетинская литература прошла путь от первых религиозно-поэтических произведений до классических литературных сочинений.
Литературный процесс, происходивший в Осетии, следует разделить на два этапа: 1) становление художественной литературы и появление первых профессиональных писателей; 2) создание осетинского литературного языка и расцвет художественной литературы.
Как и в других сферах духовной жизни осетин, на характере развития литературы сказалось время, связанное с национальным возрождением осетинской культуры. Важнейшая черта литературных произведений — их общенациональная и демократическая направленность, гражданственность и гуманизм. Испытывая на себе идеи освободительного движения, осетинская литература была избавлена от ложных и примитивных форм литературного сочинительства. Ей не были присущи реакционно-консервативные установки или же фальшь панегирических интонаций, обычных при монархическом режиме.
Наиболее ранние литературно-поэтические опыты на осетинском языке относятся к середине XIX в. Они связаны с творчеством видного просветителя Осетии Аксо Колиевым (1823-1866). Его произведения «Хвалебная песнь святой Марии», «Воскресение Христово» и другие посвящены духовно-нравственной тематике.

§ 60. КУЛЬТУРА ОСЕТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.


Профессиональная осетинская литература берет свое начало с творчества Темирболата Мамсурова (1845-1899). Военное образование Т.Мамсуров получил в Петербурге. В середине 60-х гг. XIX в. он вместе с переселенцами из Осетии вынужден был покинуть Родину и эмигрировать в Турцию. Его поэтическое творчество приходится на время, когда поэт был в эмиграции. После смерти Т.Мамсурова из Турции были переданы в Осетию одиннадцать его стихотворений. Судя по поэтическому мастерству, по которому можно судить о нем как об опытном писателе, творческое наследие поэта далеко не ограничивалось только произведениями, переданными из Турции.
Поэзия Т.Мамсурова посвящена одной из трагических страниц истории Осетии — переселении части осетин в Турцию. Его произведения («Два товарища», «Думы», «Колыбельная» и др.) отмечены острой болью, испытанной переселенцами и самим поэтом на чужбине. Главная поэтическая мысль, ее образность, ритмика и даже кажущиеся второстепенными интонации стиха Т.Мамсурова пронизаны ностальгической тоской по Родине. С мечтой о Родине поэт умер в Турции.
Процесс становления осетинской литературы был ускорен благодаря незаурядному таланту Инала Канукова (1850-1898) — поэта, публициста и просветителя. Вначале (70-е гг. XIX в.) его творческая жизнь протекала на Кавказе, затем (80-90-е гг. XIX в.) — на Дальнем Востоке.
Инал Кануков был тесно связан с эпохой, в которой он жил. Он хорошо замечал перемены, происходившие в Осетии, глубоко осознавал буржуазный характер экономического и культурного возрождения своей Родины. Как и Т.Мамсуров, Инал Кануков тяжело пережил людские страдания, связанные с переселением осетин в Турцию. В очерке «Горцы переселенцы» он пытается объяснить причины, побудившие людей покинуть свою родину. Ответственность за переселение И.Кануков возлагал на осетинскую знать. Он не осознавал, что в свою очередь осетинская аристократия стала жертвой российских реформ и была вынуждена пойти на крайнюю меру — покинуть свое отечество.
В очерках и рассказах («В осетинском ауле», «Заметки горца», «Две смерти» и др.) И.Кануков проявил превосходное знание жизни народа. Его острый взгляд не мог не заметить особенности характера осетин, оказавшихся на гребне новой жизни.
В период пребывания на Дальнем Востоке И.Канукова постигает разочарование в буржуазных переменах в России. Чтобы полнее и образнее выказать свое отношение к падению нравов в буржуазном обществе, он прибег к новому для себя жанру — поэзии. В стихотворениях «Желтый флаг», «Возможно ль жить?», «Кровь и слезы» и др. И.Кануков подвергает критике бездуховность и безнравственность, пришедшие в общество вместе с буржуазными отношениями.
Основоположником осетинской художественной литературы по праву считается Константин (Коста) Леванович Хетагуров. Он родился 15 октября 1859 г. в семье офицера русской службы. Свою учебу Коста начинал в Наре. После реального училища во Владикавказе он поступил в Ставропольскую гимназию. Отец мечтал видеть своего сына в офицерском мундире, желая ему престижной карьеры. Но Коста выбрал живопись и поступил в Академию художеств. Жизненный путь великого поэта, по словам самого Коста, был посвящен трем видам деятельности — живописи, поэзии и борьбе с колониальной администрацией на Кавказе.
Литературный талант Коста уникален. Он — поэт, прозаик, драматург, публицист. Его творчество тесно связано с жизнью народа. Главная тема его произведений — судьба Осетии, ее трудное вхождение в мир свободы, равенства и прогресса.

Достойных так мало у нас!
И что мы такое сейчас?
И что мы со временем будем?
Ползешь ты вслепую, мой край.


Поэтическое кредо Коста — социальная справедливость, борьба с любыми формами насилия, защита обездоленных и «измученных людей».

Везде для всех я песнь свою слагаю,
Везде разврат открыто я корю;
Я грудью грудь насилия встречаю
И смело вам о правде говорю.


Шедевром поэтического творчества Коста является его «Осетинская лира» («Ирон фандыр»). Именно этот сборник стихов, представляющий собой цельное поэтическое произведение, послужил основой для создания осетинского литературного языка. В нем Коста выступил не только как поэт-художник, но и как приверженец демократических идеалов, отвергающий социальный гнет и колониальный режим. Стихи поэта, вошедшие в «Осетинскую лиру», отмечены особым творческим талантом. И все же среди этих стихов нельзя не выделить два произведения — «Додой» и «Мать сирот», пользовавшиеся необычайной популярностью в народе. В сборнике стихов они создают атмосферу кульминации той трагедии, в которой во второй половине XIX в. оказалась Осетия.

§ 60. КУЛЬТУРА ОСЕТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.


Еще до выхода в свет «Осетинской лиры» большинство поэтических произведений Коста расходились в народе в рукописном варианте. Многие из них становились народными песнями. В осетинской поэзии «Осетинская лира» и в наше время остается непревзойденным художественным произведением.
Коста писал не только на родном языке. Немало стихов им написано на русском языке. Большая их часть создавалась в ссылке. Русскоязычные стихи поэта изысканны, художественны и музыкальны:

Бестрепетно, гордо стоит на откосе
Джук-тур круторогий в застывших снегах,
И весь индевея в трескучем морозе,
Как жемчуг, горит он в багровых лучах.
Над ним лишь короной алмазной сверкает
В прозрачной лазури незыблемый Шат,
У ног его в дымке Кавказ утопает...
Чернеют утесы и реки шуршат...


Коста умер в марте 1906 г. в селении Георгиевско-Осетинском Кубанской области, где жила его сестра. Там же он был похоронен. Вскоре по настоянию народа Осетии прах великого поэта и идейного вождя был перевезен во Владикавказ и захоронен в ограде Осетинской церкви.
Современником Коста Хетагурова был талантливый писатель и поэт Блашка Гуржибеков (1868-1905). Литературная известность пришла к нему как к автору комедии «Дурачок» («Адули»), поэмы «Очаровательная красавица» и поэтического сборника «Дигорские произведения». Ряд стихотворений он посвятил Коста Хетагурову, которого он высоко ценил. В своих демократических устремлениях и защите угнетенных масс Блашка Гуржибеков следовал традициям Коста.

§ 60. КУЛЬТУРА ОСЕТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.


Одним из замечательных литературных явлений конца XIX — начала XX вв. был Георгий Цаголов (1871-1939). Он вошел в литературу как поэт, прозаик и публицист. Его поэтические произведения, написанные на русском языке, были опубликованы в сборнике «Осетинские мотивы». Демократизм и гражданские позиции, которых придерживался Георгий Цаголов, определяют содержание его поэзии. Революционный настрой Георгия Цаголова, вызванный тяжелым положением народа, особенно ярко выражен в поэме «Месть певца».
Поэтические мотивы, связанные с судьбами людей, характерны для прозы Георгия Цаголова. Его рассказы повествуют о тяжелой доле горца-крестьянина.
Большую популярность Георгий Цаголов приобрел благодаря своей острой публицистике. Публицистические статьи писателя отличают правдивость, обостренное восприятие происходивших в конце XIX в. в Осетии перемен. Его статьи— «Новые веяния», «Дигорские пауки», «Безземельные в Осетии» и др. — обогатили осетинскую публицистику как литературный жанр.
Известность народному писателю Александру Кубалову (1871-1944) принесла его романтическая поэма «Афхардты Хасана», вышедшая в свет в 1897 г. В основу произведения было положено народное сказание об остром социальном столкновении феодального рода с фамилией из униженных и оскорбленных. Произведение Александра Кубалова пришлось ко времени — к накалу социальных отношений в Осетии в конце XIX — начале XX вв. Это, а также самобытность писательского таланта придали «Афхардты Хасана» народную популярность. Этим объяснялись неоднократные его переиздания и долгая литературная жизнь произведения.
Осетинская художественная литература второй половины XIX в. была представлена всеми основными жанрами. Однако особенное развитие получили поэзия и публицистика. Как наиболее динамичные жанры, они больше отвечали времени, быстрее и эмоциональнее реагировали на острые социальные проблемы, возникавшие в Осетии во второй половине XIX в.
В целом же в XIX в. в Осетию пришла зрелая художественная литература. Творчество Коста Хетагурова, создавшего осетинский литературный язык, являлось вершиной осетинской литературы и культуры.

М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии"

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru