С небывалым увлечением христианской верой вступило в XXI век осетинское общество. В городах и сёлах строятся храмы. Люди посещают церкви, участвуют в церковных праздниках. Верующие в своем религиозном угаре, то ли, отдавая дань моде, то ли в порыве безудержной веры, окунаются в холодную горную реку в январские морозы, и это даже демонстрируют по центральному телевидению. Для того, чтобы поглядеть на привезённые из за границы части давно умерших людей, собираются толпы зевак. Охваченные навязанным им чувством собственной ничтожности «верующие» без всякой брезгливости целуют иконы и руки бородатым одетым в чёрные одежды служителям церкви, идут на лишения, жертвуя немалые суммы на церковные нужды. Кто-то оказывается в этой толпе ведомый конформистским настроем, отдавая дань моде, кто-то благодаря надежде на жизнь без ругани, наркотиков, пьянства, кто-то - желая очистить свою совесть от нанесённых окружающим его людям обид. Эта надежда рождает веру в лучшее будущее, в котором не будет ни войн, ни страданий, а люди будут счастливы, дети здоровы общество процветающим.
…Но идет время, повсюду возрастают позолоченные купола, в окружающем пространстве всё чаще слышен звон колоколов, а улучшений всё нет. Нет нравственного здоровья в обществе, не стали больше люди любить друг друга, не стали они чище и порядочнее. Невозможно сейчас, как в старые добрые времена, выйти в городской парк и спокойно насладиться видами вековых деревьев, городского пруда, встретиться взглядом с доброжелательным прохожим. Невозможно, потому что, как правильно заметил профессор СОГУ Тамерлан Камболов наш «парк стал рассадником распутства и публичных вакханалий».
К величайшему своему огорчению, мы сегодня наблюдаем неспособность молодых пар, находить общий язык друг с другом. Итогом этого является огромное количество разводов (более четырехсот на 1000 браков). Мы видим нежелание молодых людей, брать на себя ответственность за создание семьи и воспитание детей. Большое количество «освободившихся» женщин и мужчин создает условия для еще большего блуда, и большей безответственности перед обществом. И все это происходит в некогда традиционном осетинском обществе, где нравственность и этические законы всегда занимали весомое положение. Еще в 19 веке осетинские женщины были самыми плодовитыми на Кавказе, а для мужчин создание семьи было самым главным делом в жизни. Это обстоятельство, всего лишь за столетие, помогло восстановить население народа, после колонизаторской экспансии с севера, более чем в 10 раз. Надо понимать, что сегодняшняя демография вызвана не материальными трудностями (в 19 веке люди жили гораздо беднее), а именно падением нравов, изменением ценностей.
Почему? Почему всеобщее, всенародное воцерковление не дает спасение от власти безнравственности? Стоит ли вообще искать спасение в религии? Стоит ли верить «отцам» в черных одеждах?
На эти вопросы можно ответить, если знать историю религии, а так же законы её развития открытые религиоведческой наукой. В начале немного из истории религии. Коль скоро эти строки будут читать и верующие христиане, каковых сейчас в Осетии не мало, то для большей достоверности обратимся к внушающему им доверие источнику – описанию деяний апостолов в Новом Завете. Жил, когда-то, апостол Павел, тот самый, что считается основателем христианской церкви. Проповедовал он, среди народов веру христианскую. Проповедовал он её и среди римлян. Рассказывал он римлянам о вере новой, и о том какие преимущества эта вера несет обществу людскому. Люди слушали и поверили проникновенным словам апостола Павла и приняли веру христианскую. Радовался этому апостол Павел. И со спокойным сердцем шёл в другие города «спасать» население людское «светлейшим учением». Посетил он и город Коринф и там он обратил людей в «светлую» веру. Прошло время и приходит Павел обратно в город Рим, навестить «спасенных» им граждан, и увидел там картину, которую озвучил в своих посланиях. И вот что там написано: «Называя себя мудрыми (после акта приобщения к христианской мудрости) обезумели… предались постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; Подобно и мужчины, оставившие естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг друга, мужчины на мужчинах делая срам… предались превратному уму делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, распрей, убийства, обмана, злонравия. Злоречивы, клеветники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям. Безрассудны, вероломны, непримиримы, не милостивы». (К Римлянам гл.1, 22 – 32). Расстроился, конечно, Павел, прочитал неразумным проповедь, пожурил их, и пошёл в город Коринф к другим своим неофитам. А увиденное там, озвучил так: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние которое не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего» (1-Коринфянам гл.5,1). Здесь прошу читателя обратить внимание на слова «такое… не слышно даже у язычников».
Так, что же получается? Жил себе народ без блудодеяний. Пришел человек с новым «прогрессивным» учением и дал волю, этим учением, всякому «непотребству» в обществе. Надо отметить, что подобная картина была не только у Римлян и Коринфян городов государств, вскоре ослабевших и развалившихся от разгула безнравственности, были и другие города . подобная картина наблюдается и в нашей маленькой Осетии. Почему это происходит?
На этот вопрос достоверный ответ может дать только наука, не обусловленная какими-либо идеологическими соображениями.
В качестве таковой выступает религиоведение, разработавшее понятие функциональности религии. Функция значит: работа, род деятельности, роль, обязанность. Одна из функций религии в обществе это интегрирующая функция. Интеграция это латинско-французское слово и обозначает: объединять, восстанавливать. Вот что об этом сказано в учебнике по религиоведению: «Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание.
Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию». (Религиоведение. Под редакцией И.Н. Яблокова). Дезинтеграция это обратная интеграции функция: разъединения и разложения.
Теперь, основываясь на приведённом положении, попытаемся выяснить какую функцию, может играть христианская религия в осетинском обществе?
Следует помнить, что христианство пришло в Осетию не на пустое место. Обычаи и традиции осетинского народа имеют очень древнее происхождение. Например, Обычай посвящения Богу «пирогов, пива и кусков мяса» упоминается в «Древнеегипетской книге мёртвых» написанной за 1,5 тысяч лет до рождения Христа. И занесён этот обычай, согласно современной науке (Шапошникова А.К.), древнеиранскими племенами в период 3600 -3200 годов до нашей эры. А так как осетины являются носителями культуры древнеиранских народов (Ж. Дюмезиль, В. Миллер и др.), то надо полагать, что осетинский народ является в то же время ещё и хранителем обычая Священной трапезы и Священного молебна – куывда, существующего как минимум 5 тысяч лет. Естественно, что и происходит он не от христианского учения, как это пытаются нам доказать новоявленные «умники» миссионеры. Ведь христианство существует всего 2 тысячи лет. Вера, доставшаяся осетинскому народу в наследство очень древняя, а вестником её, согласно Нартскому эпосу, является посланный Богом Сэуасса – Утро Истины (Сэу – раннее утро, асс – истина). Обычаи и традиции осетин сложены именно этой верой, а никакой либо другой. Здесь надо отметить, что христианская вера и вера осетин, значительно отличаются друг от друга. А это, уже то самое обстоятельство, которое как мы видим из определения, обеспечивает дезинтеграцию общества.
Теперь мы попробуем подробнее разобраться в принципиальной разнице древнего осетинского религиозного учения и христианства. Для того чтобы понять эту разницу мы должны обратится, к акту Сотворения мира.
Осетинская версия: «Дзырдтой нæ буц фыдæлтæ раджы, мæнг дуне дам уыди фынæй, æмыр æмæ саудалынг». (Наши уважаемые предки говорили о том что изначально мир был беззвучный, спящий и бесконечно темный.) (Нарты кадджыта). Это то, что было изначально. Потом появился свет рухс и уже этот свет дал начало всему многообразию вещей – дуне. Поэтому в стариной осетинской молитве говорится: «Хуыцау фæлдыст у дунейы рухсæй мæ у дунейы рухс»(Бог порожден светом. Он и есть свет) (Гарданти М.). Надо отметить, что этот акт творения запечатлен в главном осетинском религиозном символе – осетинском пироге, где круг это символическое изображение бесконечного мира, срединное отверстие – символизирует точку появления света. Подобный символ, выражающий представление о зарождении мира, характерен практически для всех религий уходящих своими корнями в древнеарийский мир. В индийских ведах это темное безмолвное состояние называется йуги, йуджи (единое, единящее), в китайском трансформируется как уцзи. Но ведическое йуги происходит от санскрита. Санскрит один из древнеиранских языков. Поэтому, думаю, нет причин отдалять сакральное значение слова иуæг в осетинском, от сакрального значения йуги в санскрите. Итак, было нечто единое и темное и однообразное иуæг, появляется рухс, как бы оплодотворяя это единое, и из всего этого возникает дуне. Какое значение имеют эти представления о сотворении мира? Согласно этим древнейшим учениям, все существующее в этом мире, - горы леса, реки и моря звери и люди - все это есть проявление Единого Бога как Начала всего сущего. Всё это проявление Его энергии, силы и могущества. Поэтому всё, что есть в этом мире,- божественно. И мы люди не исключение. Мы так же проявление Бога. Надо сказать, что с этим пониманием связан и обряд жертвоприношения в Осетии, когда приносят жертву, готовят хлебные подношения и участвуя в священной трапезе тем самым «кормят» Бога в себе.
Христиане представляют себе акт творения по другому: «В начале Бог сотворил небо и землю» (Бытие 1 п.1) и т.д. Здесь Бог творец отстоит от своего творения, т.е. Бог и его творение пребывают в разных мирах. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1п.27). Бог творец, человек его творение. Бог творец - хозяин, человек творение – раб. На этом понимании строятся и жертвоприношения христиан. Жертвы верующие несут в Дом Божий, а обычаи, рожденные идеей «Бог в человеке и человек в Боге», уже ничего не значат. Исходя из этой логики в Библии сказано, от имени Бога: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете мне …хлебные приношения, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» (Амос 5, п.21-23). Более того, определяя исконно осетинскую веру как «языческую», христиане декларируют : «язычники принося жертвы приносят бесам, а не Богу» (1-Коринфянам 10, п.20).
Здесь мы подошли к пониманию смысла дезинтегрирующей функции религии. Пришлое христианство раскалывает общество. Однако, гораздо большая опасность, состоит в том, что дезинтеграция идет внутри человека, когда осетину, выполняющему обряды древней религии, навязывают чуждое его традиционной культуре мышление. Вот здесь и происходит раскол в самом человеке. Люди, испытавшие подобную раздвоенность, дезориентируются. Они не понимают, что делают, не обращают внимания на сакральность выполняемых ими ритуалов. Как говорил Исус: «Дом, расколовшийся в себе рухнет». Поэтому, для нас становятся привычными картины Священных трапез – куывдов, когда их участники не осознают своей молитвы, и легко склоняются за молитвенным столом к сквернословию, курению, и выполнению других непристойных действий не совместимых с традиционным молитвенным ритуалом.
Такой человек, не понимающий смысла молитвы и не осознающий святости ритуала, уже действительно поклоняется бесам и умножает их власть над собой. В результате раздвоения ценностных ориентиров внутренний психологический распад влечет за собой и расстройство здоровья и внутреннего мира, разрушение ощущения достоинства. Не зря сказано Исусом: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может душу и тело погубить в геенне» (От Матфея 10, п.28).
Кто-то может сказать «ну зачем нам эти сложности? Что люди понимают в этой идеологии?». На деле мыслительная функция в большей мере осуществляется независимо от нашей воли, поэтому древние ритуалы и молитвы построены так, что являются носителями информации, а информация эта действует на нас на подсознательном уровне. Никто из нас, как бы не обманывал себя, не сможет без последствий для своего внутреннего мира совмещать несовместимое. Это как раз тот самый момент, из определения о дезинтегрирующей функции, когда «в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции».
Итак, теперь нам становится понятными причины деградации личности и общества в целом. У народа была одна религия, которая его объединяла, служила идейной основой его культуры, свободы и идентичности. Пришёл «дядя» и навязал несовместимую с прежними ценностями другую религию. Отсюда и дезинтеграция и в обществе и в душах людей. Для того, чтобы предотвратить этот губительный процесс необходимо открыть людям глаза на то, какое происхождение и какой смысл имеет тот или иной ритуал. Необходимо следовать правилу- «мухи отдельно, а котлеты отдельно». Люди должны знать, какие идеи лежат в основе того или иного ритуала или обряда, в котором они принимают непосредственное участие. Для этого, конечно же, они должны иметь равный доступ к изучению, как христианства так и древне-осетинской религии, так, чтобы каждый сам смог выбирать, что ему надо и каким канонам следовать, так чтобы человек смог понять и выбрать, что ближе его душе. К величайшему сожалению сегодня осетины не имеют возможности знать своей духовной культуры, в силу того, что в нашем обществе есть достаточно сильные сдерживающие факторы. Как это ни парадоксально, одним из сдерживающих факторов является общество «Стыр Ныхас». Цель этой общественной организации, как отмечено в её уставе «возрождение и развитие духовно – нравственных устоев осетинского общества; формирование национального самосознания народа; возрождение национальной культуры, национальных традиций осетинского народа». Странным образом, руководство «Стыр Ныхас», хочет справиться с этими благими задачами без обращения к мировоззренческим основам, на которых базируется эта культура, составляющие её обычаи, традиции и нравственные устои. Руководство этой организации категорически не приемлет официального обращения к народной религии осетин. В то же время оно активно пропагандирует христианство в своих печатных органах. В газете «Стыр ныхас» можно найти даже информацию о том, как красить яйца на христианскую Пасху.
Что это? Непонимание вопросов идеологии? Но там сидят, казалось бы, умные люди. Руководителем организации является профессор, доктор наук. Да и личную свою расположенность, он высказывал в частной беседе, в пользу осетинской традиционной религии. Но почему же, тогда его слова не согласуются с делами организации? Обстоятельства неумолимо показывают, что на решения руководства «Стыр Ныхас», оказывает влияние «подводные течения» невидимые для невооружённого взгляда. Не всегда, люди, занимающие влиятельные посты, могут оказывать положительное влияние на общественную жизнь. Вот здесь и нужна воля народа! Чем больше людей будет включено в обсуждение насущных проблем, тем больше вероятность их решения. Тот, кто обманывает народ, не сможет продолжать свои грязные дела под напором общественного мнения. Сегодня нам нужно просвещение, но не обычное, которым занимаются соответствующие образовательные учреждения, а просвещение в вопросах религии, в вопросах идеологии. И религия и идеология это вопросы управления. И мы не должны быть равнодушны к тому, кто и как нами управляет. И здесь уже ответственность ложится на читателей сайта. На тех, кто способен понять суть проблемы.
Дорогие друзья! Умножайте свои познания, изучайте больше. И если вы разделяете в своем сердце нашу боль, то говорите о своих знаниях везде, где только находятся слушатели. Лишь всеобщая воля, рожденная знанием, может дать нам шанс на выживание. Мы не имеем права иждивенчески надеяться на власть, а должны рассчитывать на собственные силы т.к. власть сегодня поражена безволием.
Даурбек Макеев, представитель религиозной общины осетинской традиционной веры «Асата» |