Когда современные подростки 13–14 лет пишут на своих страницах в социальных сетях душераздирающие статусы о неразделенной любви, мы иронично ухмыляемся и с нарочитой мудростью в голосе заявляем: дескать, какая любовь в их-то возрасте?! А вот какая – самая настоящая, прямо как у Ромео и Джульетты. Очередное прочтение легендарной пьесы Шекспира – теперь в постановке главного режиссера Осетинского театра им. Тхапсаева Гиви Валиева.
Поговорить с молодежью на ее языке – именно такую задачу ставил перед собой творческий коллектив, когда взялся за реализацию необычного проекта. Цель у задумки куда более масштабная – пробудить у школьников и студентов интерес к литературе, приучить к чтению, к знакомству с нестареющей классикой. Формат – спектакль из школьной программы в современной интерпретации – оказался хоть и довольно энергоемким, но на перспективу – наиболее эффективным. Над дебютной постановкой трудился Центр современного молодежного искусства, который под свои общественные знамена собрал неравнодушных к искусству энтузиастов: декана факультета искусств СОГУ Эдуарда Галазова, заслуженного артиста Северной Осетии и Кабардино-Балкарии Гиви Валиева, главного балетмейстера филиала Мариинского театра в РСО–А Валерия Суанова, студентов актерского отделения факультета искусств. Замысловатую идею, которая уже сейчас обещает найти свое продолжение – теперь уже со спектаклем по произведению отечественной литературы – поддержали СОГУ, Управление образования АМС и Собрание представителей г. Владикавказа.
Около двух месяцев творческая команда, не жалея сил, времени и внутренних ресурсов, работала над тем, чтобы сейчас, во время показов, зритель в зале улыбался, плакал, вздыхал и даже перешептывался, но никак не оставался равнодушным. "Я очень боялся этого зала и готовил к нему весь актерский состав, – рассказывает режиссер. – Одно дело, когда твою работу оценивает взрослый зритель, и совсем другое – школьники, которых нужно было увлечь. И я рад, что у нас это вышло. Они реагировали так, как мы и предполагали, но главное – они смотрели спектакль". И действительно: впереди сидящие мальчики лет 14 хотя временами и хихикали, и не всегда к месту, но два часа неотрывно следили за происходящим на сцене, хотя могли уйти из зала в любой момент. И, что еще более удивительно, мало кто из зрителей, среди которых были преимущественно школьники 7–11 классов, отвлекался на телефон: их поглотило действо, которое для них творили ребята, практически их ровесники. "Мы не обязывали учащихся школ к приобретению билетов, но рекомендовали прийти на спектакль, так как изначально он создавался именно для них, – объясняют организаторы, тут же уточняя, что проект абсолютно некоммерческий и становиться таковым не собирается. – Вырученные средства от продажи билетов полностью пошли на покрытие расходов. Все декорации, которые вы видите, созданы собственноручно, с нуля нашим талантливым художником Ларисой Валиевой. Реквизит, какие-то костюмы, конечно, можно было позаимствовать у коллег, но нам хотелось реализовать идею полностью самим. К тому же наш проект долгосрочный, а значит, нам и в дальнейшем могут понадобиться все эти аксессуары".
О чем писал Шекспир? О запрещенной любви представителей двух враждующих семей? А, быть может, он хотел показать, как одинока воспитанная кормилицей Джульетта, выросшая в нехватке материнской любви? Или как несправедлива жизнь, когда на примере Меркуцио мир практически беспричинно теряет лучших представителей молодежи? "Разумеется, наша основная цель – привить молодежи любовь к классической драматургии. Но у меня как у режиссера было желание показать на сцене и другие вещи, донести до нашей аудитории другие ценности, – отмечает Гиви Валиев. – Я хотел рассказать, как важно, чтобы родители занимались своими детьми, уделяли им должное время и внимание. Посмотрите, насколько глубокий и страшный смысл у этой пьесы! Ведь даже, когда ее написал Шекспир, она уже опережала свое время. И сегодня она остается современной, и через это произведение мы можем говорить с молодежью на понятном ей языке".
С профессиональной точки зрения о работе актеров – студентов 3–4 курса факультета искусств – наверняка можно сказать разное: найти, за что похвалить и, конечно, за что поругать. Но любой из присутствовавших в зале подтвердил бы одно: эти ребята сыграли на пределе своих эмоций. Они постарались прожить каждый момент пьесы, каждую реплику своих героев. "Работать с профессионалами легче, а это моя первая работа со студентами, – говорит режиссер постановки. – У них нет техники и опыта, и я не могу сказать, что все последующие спектакли пройдут на одном уровне с первым, но они работают от сердца, играют так, как чувствуют. Они пока не могут обмануть зрителя: когда зал рыдает, а сам актер при этом остается безэмоциональным. Если вчера в зале были слезы, то они были и на сцене".
Главными критиками для всей творческой труппы были те самые подростки, для которых, собственно, и задумывался весь этот масштабный проект. "Мне понравился спектакль. Я читал пьесу, и, сравнивая оригинал с подачей актеров, конечно, заметно, что сюжет изменен, но больше стилистически – чтобы было понятно для молодежи", – делится впечатлениями пятнадцатилетний Георгий Хаханов. И ведь и правда все было понятно: вместо камзолов и платьев в пол – джинсовые куртки и кожаные берцы, адаптированные диалоги с сохранением самых колоритных моментов, эпизодически заменившие оригинальный авторский текст, тот самый бал в доме Капулетти – под "Rolling in the Deep" в исполнении Адель, а робкий первый поцелуй влюбленных Ромео и Джульетты – под абсолютно искренние аплодисменты зрителей.
К любому произведению искусства человек относится сквозь призму собственных эмоций. Если ты не остался равнодушным, если смог вынести что-то для себя – значит, все было не зря. Так вот "Ромео и Джульетта" в постановке Центра современного молодежного искусства было не зря. И бессмертное произведение, которое, как показывает жизнь, актуально на века, вновь захотелось перечитать.
Автор: Мадина Макоева |