В связи с тем, что в нашей многострадальной стране наблюдается повальное увлечение религиозной верой, всевозможными магическими обрядами, колдовством, хочу пронести такую историческую параллель, как пример, к чему это может привести.
Как известно, христианство возникло в начале I века нашей эры. Но оно не сразу было воспринято населением Рима. Чтобы оно стало государственной религией, потребовалось три с четвертью века острой борьбы новой религии с язычеством. Язычники считали, что их религия ничуть не хуже христианства. Однако по мере возрастания и укрепления христианских общин оно стало прибегать к насильственным методам обращения иноверцев в христианскую веру, а кто сопротивлялся, того в лучшем случае ожидало заточение. И чтобы избежать этой участи, они внешне делали вид, что принимают новую религию, оставаясь в то же время при своей вере и духовном протесте с самим собой: думали одно, а делали другое, происходило раздвоение личности, что вело к лицемерию, падению нравственности, а в итоге к измельчанию человеческой личности. И вот когда при таком состоянии римского общества на него с севера пошли «варварские» племена в Риме не оказалось ни талантливого полководца, ни храброго воина. Только из подвалов раздавались молитвенные слова «Боже спаси нас», да еще колокольный звон. Нечто подобное переживает наша огромная страна, ныне распавшаяся на отдельные государственные образования, где повсеместный длительный диктат партийной элиты приучил людей к молчанию, пассивности мысли и действий, которые, в свою очередь, вели к деформации нравственных устоев в обществе. И мы в отчаянии бросились в другую крайность, в объятия религии и религиозной морали, видя в этом панацею. Я говорю об этом не только потому, что являюсь атеистом, но потому, что нам нужна земная мораль, а не небесная. Кстати такая и не существует. Моральные принципы христианства, как любой другой религии, не богом данные установления, а имеют вполне земное происхождение, позаимствованы из реальной земной жизни. А религия, придав им сверхъестественные свойства, выдает их теперь от своего имени.
Не пристало ли нам придавать нравственным ценностям, созданным человеческим гением, характер таинственности, божественности? Это же величайшее заблуждение умов, поворот к апокалипсису, напоминающему раннее средневековье. По сути дела происходит иди уже произошла какая-то метаморфоза умственного настроя людей, предавая забвению традиции русского свободомыслия и атеизма. А ведь история русской общественной мысли богата такими традициями.
А сегодня мы дошли до такого состояния, что раздаются голоса об изъятии атеистической литературы из общественного пользования. Что это? Времена средневековой инквизиции?
Если внять такому безумству, то придется изъять и труды Ломоносова, Радищева, Пушкина, Герцена, Белинского и многих других, свободомыслие которых составляет гордость не только русского народа. Куда же, например, мы денем «Гавриилиаду», «Сказку о попе и работнике его Балде» Пушкина, знаменитое письмо Белинского, к Гоголю, «Полемические красоты», «Суеверия и правила логики» Чернышевского?
Видимо, пора одуматься и положить конец этому безрассудному буйству экстремизма в религиозном обличий.
Х.К. Цаллаев "Традиции и обычаи осетин", г.Владикавказ «Ир» 1993г.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |