Непосредственно в ир-асском культе мера имеет очень важное значение. В ходе подготовки празднества для всех соблюдается МЕРА ПРИНОШЕНИЙ – КЪУС-БАР («чаша/блюдо меры»). Перед богом все равны- ÆМ-БАР, и потому равны меры воздаяний богу – Бар. И сам Хуссау даёт всё по мере – Хуссау дæр барстæй мæ уагæй фæдæттэ («Хуссау тоже даёт мерой и нравственно»). В молитвенных формулах непременно присутствуют формы, смысловым центром которых являются термины меры: барст нэн фæуæт («да будет это нам соразмерно /приемлемо»), барст дэн фæуæт («да будет это тебе соразмерно /приемлемо/»), барст мэн фæуæт («да будет это мне соразмерно /приемлемо/»). Владыка подземелья, царства мёртвых Барасстэр (BAR-uAS-STYR – «меры/права витязь великий»), является ипостасью Уасстэрджи и его суд, по жизненным достоинствам умершего, устанавливает МЕРУ достойности его жизненных деяний, определяя поощрения и наказания в царстве мёртвых как их ПРАВО занять там место.
Для понимания смыслов «меры» и «права/воли» проследим место этих понятий в терминах суда и веры. Интересно, что МЕРА и ПРАВО/ВОЛЯ, расходясь в этимологиях, уже неразличимы по значению в культовых и судебных формулах. Крайне представительно в этом смысле сравнение трёх идеологем, ставших терминами святости: бардуаг (BAR-TAW-WAG – «мера силы нравственности»), дауæг (TAW-WAG – «сила нравственности»), и æгъдау (WAG-TAW – «нравственности сила»). Все они представляют святость, обитающую на небесах. Но совершенно очевидно, что дауæг и æгъдау состоят из одних и тех же терминов: «силы» - Тау, и «нрава» - Уаг, они лишь переставлены местами. Из них только первый – бардуаг, имеет расширение Бар – это и «мера», и «право/воля».
Значения очевидны, потому что сами условия культа не позволяют трактовать это иначе, совершенно недвусмысленно соотнося воздаяние и ответную милость с «мерой» - Бар, и с «соразмерностью» - Барст. Но и одной атрибуции суда подземного (Бар-ас-стэр) достаточно, чтобы с полной уверенностью отнести «право/волю» в разряд сакральных. Это оценки логики и смыслов той части серединной сферы Амонд/Зонд во вселенной, которая известна как «знание очевидимое» - Зонд. Оценить смыслы и логику другой её части - Амонд, ненаблюдаемой, и тем не менее Разумной по определению, тоже несложно.
Приступая к разделу Амонд серединной сферы вселенной надо отметить первым делом, что «разумным нравом» миниуæг наделены все без исключения творения Хуссау – миниуæг входит в состав амонд, которым бог наделил всё созданное.
Для того, чтобы иметь постоянную информационную связь с частями Зонд и Мон во всех произведённых им в серединной сфере Амонд/Зонд творениях, Хуссау отрядил особо доверенного святого – это Уасстэрджи. Он носитель Мон между богом Хуссау и его творениями: он - Хуссауэ минæвар (MIN-æ-VAR – «разума носитель»), осуществляющий передачу корректив бога адресатам. При этом вся конструкция системы творения однозначно свидетельствует, что это только в части а-Мон-д. А в части Зонд, в этой же серединной сфере, бог Хуссау не располагает чем-то подобным этому минæвар: в части Зонд у бога нет «зондæвар» - «носителя показаний /доносчика/»… И это означает, что явно видимых контактов с серединной сферой Амонд/Зонд у «мирового разума» Мон нет: напрямую Хуссау не регулирует ту часть серединного мира, которая состоит из «знания очевидимого» - Зонд…
И это означает, что во всех творениях серединного мира Амонд/Зонд, идёт непрерывная борьба между той частью «нрава» Уаг, что вложена в эти творения богом Хуссау – и это «разумный нрав» Мин-и-Уæг, и той частью их «нрава» Уаг, которую эти тварные создания обрели в процессе накопления «знания очевидимого» - Зонд. И хотя Хуссау имеет о ней всю информацию, он не вмешивается в «механическое» управление этим разделом серединной сферы. И теперь легко понять, почему Хуссау не мог расправиться с обидчиком небожителей батр-Асом и только предложил им РАЗУМНЫЙ проект УПРАВЛЕНИЯ КЛИМАТОМ: потому что управление климатом – это их сфера, небожителей.
Это означает, что небожители являются тоже обитателями серединного мира Амонд/Зонд, а сфера Зонд - это как раз сфера их ответственности, но вместе с людьми. То есть, побеждая уайигов /богатырей-великанов/, людей и святых, батр-Ас побеждал всё то, что являлось Силой в мире «очевидимого знания» - Зонд. Его подвиги – это подвиги видимого мира.
Они, как и позор, как и праведность видимого мира – это общая сфера десспособности людей, а жизнь их представлялась как «восхождение рождениями (Дзау-Ар)» по ступеням дееспособности и курсировала между небом, землёй и подземельем. С трёхлетнего возраста посвящаемые начинали проходить обряды дзæуæггаг – они, в сфере видимой части жизни, проходили ступени «рождений-смертей-рождений» между землёй и небесами. Этому «механическому миру» Хуссау только выносит оценки и даёт советы.
Это положение точно соответствует идеологии «рождений-смертей-рождений» дзæуæггаг, по которой, через «восхождения рождениями (Дзау-Ар)», осуществляется коммуникация между людьми и их взошедшими на небеса предками: и те, и другие делят между собой ответственность за нравы. Поэтому на небесном суде Хуссауэ тæрхон, сам Хуссау не деспот - он даёт советы, оценивая «взошедших рождениями (Дзау-Ар)» по их суждениям. И соответственно корректирует часть Мон, которую вкладывает как Амонд в предстоящие поколения потомков, как ранее вложил во взошедших и уже молящихся на земле. Это объясняет, почему не все молитвы выполняются – это либо предки на небесах не вполне понимают советы Хуссау… Либо сами молящиеся на земле…
Отсюда совершенно ясно, что мировая сфера «очевидимого знания» Зонд являет сферу, в которой Хуссау УПРАВЛЯЕТ ВСЕМ И ВСЯ ЧЕРЕЗ ВЛОЖЕННУЮ В СВОИ ТВОРЕНИЯ РАЗУМНОСТЬ МОН – ХУССАУ НАПРАВЛЯЕТ К ПОСТИЖЕНИЮ РАЗУМНОЙ СУТИ ЖИЗНИ! Другими словами, управленческий ресурс Хуссау – стратегический: это Амонд. И судьбы тех, кто «не вполне», этих - Хуссау сæ мэггагсæфт кæнэ («бог исторгает их семя»), из поколения в поколения снижая для них Амонд - потомки на земле и предки на небесах в ответе за это обоюдно! Места «восхождения рождением (Дзау-Ар)» - это места священных контактов потомков и предков и одновременно школы обучения нравам Уаг.
Другими словами, идеология Нартиады – это идеология эволюционного развития жизни, и СМЫСЛ ЖИЗНИ – В ОТБОРЕ И УМНОЖЕНИИ РАЗУМНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ - МИНИУÆГ (MIN-i-WÆG – «разумная нравственность»). Разумность направляется поимённо и конкретно (А-мон – «это/этот мон»), вкладывая его в сущностную основу каждой конкретной твари в виде её проекта «счастья/судьбы» Амонд. Поэтому имя и наречение имени – это главный вербальный замысел обрядов посвящения идеологии «рождений-смертей-рождений» дзæуæггаг. Технологии творения особо указаны в идеологии Нартиады и необходимо их понимать, поскольку в идеологии Нартиады это отражает этапы постижения мира – Бога.
В первую эпоху Нартиады, в идеологии рода Наф, группы нартов (-«самцы-мужи») и сэртов (-«самки-жёны») сотворены «всем скопом» - это групповое творение. Материал творения – огонь, упавший на землю с неба и зажегший землю и всё на ней. При этом сэрты «выскочили» из уже остывшего пепла, а нарты – из горячего. Показательно, что сам фактор «рождения» Ар - не указан ни для нартов, ни для сэртов. И это вполне соответствует идеологии группового брака, когда мужчины и женщины считались рождёнными не по факту биологического рождения, а по факту прохождения обрядов посвящения – инициаций. А их проходят - скопом.
Во вторую эпоху в творении участвуют æрдзэ фарн («рождающая благодать») и Хуссауэ комэ тæф («дыхание из уст благосиятельного»), и тут «ху-ссау» трактуется как «бог», что не соответствует его творящей «материи» – нет разума Мон. Но фактор «рождения» Ар уже отмечен – и, похоже, не последнюю роль в этом играли изменения в форме брака. Так или иначе, но в идеологии этого этапа идеи творения «рождение» Ар уже представлено. А участие Хуссау дыханием, исходя из природы «души» Уд (слово уд означает - «дуновение/дыхание»), ориентирует на постоянное присутствие небесной «материи» в этих творениях – сама «жизнь» и есть продукт небесного творения.
Разум, как «материя творения», появляется только в третьей попытке, когда творятся не группы «самцов» и «самок», и не «жизнь вообще», а отдельная персона – ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД!
В третьем творении – Индивида, творящим началом является СЛОВО, и при этом конкретно - НОМ («имя»): эта «технология» творения фигурирует отдельной формулой – уи номæй равзæрди («от этого имени произошло»).
Так произведён тот, кто воплощает в идеологии Нартиады идею ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЕНИЯ (его имя уæхтæнæг, уæрхтæтæг, и его варианты). Исследования Нартиады показали, что творцы идеологии Нартиады, очень далеко продвинувшиеся в понимании связей жизни с мировым пространством-временем, активно творили и сам ир-асский язык. И тот факт, что Весть, Слово, в творящей форме своей представленное как «имя» НОМ, является обратным порядком слова МОН – «разум», тоже свидетельствует о поразительных достижениях творцов Нартиады в понимании, в постижении мирового духа.
Соответственно этому должны пониматься и указания на то, что было несколько этапов творения и нартовское творение в Нартиаде не названо первым (в перечне оно бывает и третьим, и пятым). Идея индивидуального творения и обратимость ном-мон в смысле двусторонней коммуникации между «разумом» Мон и его «названными» репродукциями Ном, приближала к пониманию мироструктурных связей земного и остального миров как единого целого – как миропорядка Мон.
И человек приблизился к пониманию того, что та часть мирового Мон, которая в него вложена как его персональная «конкретная разумность А-МОН-д», даёт все основания для установления индивидуального контакта с мировым Мон через эту вложенную в него часть мирового Мон. И это возможно: для этого надо «видимую» - вещную часть жизни корректировать с советами Хуссау, освобождая для Мон в себе больше пространства, уменьшая «видимое» Зонд.
В серединной сфере Амонд/Зонд каждый индивидуальный проект амонд реализуется не в абсолютном мире «разума» /духа/ Мон, а в вещном мире вещных тварей – в телесном мире, в котором мировая «материя Мон» трансформируется нисходящими ступенями «овеществлений», обретая разные формы – Хуэз (XWYZ – «образ/видимая форма»), и разную телесную плотность. Тут тоже границы «видимой плотности» обозначены вполне ясно: на нижнем уровне грубой плотности – камень (сос-лан/сос-раук рождается из камня), на верхнем уровне «эфирное тело» - это «тепло» - Сос, и «свет» – Раук, заложенные в «плотность камня» (как амонд камня). И выявленные по выходе из «плотности» как «тепло-свет» (как вложенные через амонд ступени перерождений) по обратимости мон-ном. То есть, давая имена на ступенях инициаций – на обрядах «восхождений рождениями (Дзау-Ар)», в присваиваемых именах пытаются угадать тот амонд, который вложен в испытуемого мировым Мон (Хуссау), наблюдая за его предпочтениями до обрядов.
И последнее, что значимо для всеобщей характеристики «оборота разума-имени / жизни-смерти/» мон-ном. Кроме самого индивида с его амонд, в вещной жизни всё имеет форму (хуэз), и при этом сама форма хуэз тоже имеет амонд, поскольку амонд есть у всего вещного, что сотворено богом Хуссау. Сама «индивидуальная жизнь» персонифицирована тем, что форма хуэз, душа уд, очевидимое знание зонд, и мировой Мон в виде конкретного адресного амонд, соединены в каждой твари вещного мира. В «обороте жизни/смерти» мон-ном все «восхождения рождениями (Дзау-Ар)» начинаются со ступени «смерти»: на всех ступенях «рождений-смертей-рождений» дзæуæггаг, форма хуэз, и душа уд расходятся и сходятся согласно предустановлению амонд. И бог Хуссау на это влияет только через персональные «проективные» амонд, которые он присваивает с учётом уже известных оценок предыдущих амонд у предшественников из той же фамилии – у носителей амонд конкретных и определённых «семян нрава» мэггаг (у фамильных небожителей на небесах).
То есть у каждого «семени нрава» мэггаг персональный набор образов хуэз свой и останутся эти хуэз и уд в арсенале будущих сочетаний в их «семени нрава» мэггаг, или будут выключены навсегда – уэй Хуссауэ бар у («это мера/воля Хуссау»)! А Хуссау определяет меру сочетаний по жизненным оценкам всем членам мэггаг. Другими словами, у каждого из этих фамильных наборов хуэз есть общий групповой амонд – это у всех фамилий мэггаг, и вообще у всего, что размножается семенем. Поэтому и в Нартиаде по формам тела (рук, ног, ушей и т.д.) точно угадывают фамильную принадлежность.
Во время «смерти» образ хуэз уносит «забиратель образа» хуэзисæг (XWYZISÆG – «забиратель образа»), а душу уд забирает «уноситель души» удхæccæг (UDXÆSSÆG – «уноситель душ»). А плоть – фэд, это носитель «механической» силы: плоть тоже имеет свой амонд, по которому на небеса восходит разумная часть этой её Силы, а остальное обращается в прах. Но прах человеческий в переходах «обращения разума-имени /жизни-смерти/» мон-ном не представлен уже в культовых действиях – ему назначен амонд оставаться на самом низу, в земном уровне.
Однако было время, когда у ариев практиковали трупосожжение, или же выставляли их небу (их поедали орлы и коршуны – след этого отложился в Нартиаде кормлением этих птиц своей плотью на подлёте из мира дæли-мон /«нижнего Мон», это также мир брака и мёртвых/, ко входу в мир жизни серединной сферы - «Зонд/а-Мон-д», это понималось как возвращение в новой форме – уже мужской, в браке, в более высокое состояние «материи» - нового Знания). Другими словами, нынешний обряд ариев уже не отображает того, что плоть тоже имеет более тонкие фракции и не вся она прах.
Таким образом, в точном соответствии с «технологией» творения все формы и «материя» обращаются верх и вниз по тем же ступеням «обращения разума-имени /жизни-смерти/» мон-ном, по которым происходил процесс первотворения от тончайшей «материи» Мон, до её самых грубых форм (камень - плоть сослана). Так совершается круговорот жизни в миропорядке Дæли-Мон – Амонд/Зонд - Уæли-Мон.
Последний момент переходов в «духовной практике» - это Хуссауэ тæрхон («божий суд»). На нём имеют голос все небожители – все представители фамилий, взошедшие на небеса «восхождениями рождений (Дзау-Ар)». На суде видны и слышны все живущие на земле и имеющие право являться на моления-кувд, где только и можно выражать своё согласие О-МЕН («да разумно») всем оценкам медиаторов между небом и землёй. Эти медиаторы - кувдамонæг (KUVD-A-MON-ÆG – «молитвы эти разумеющий»), каждую оценку молитвы завершают констатацией А-МЕН («это разумно»).
Поэтому все оценки земные и все молитвы земные на суде божьем присутствуют, как и все самые негативные, которые можно возвещать и там, и в узком кругу, но с соблюдением формы Хуссауэ æртæ чъири («три времени бога Хуссау»). И по всему этому Хуссау выбирает все виды амонд для фамилий и их персонажей, то есть для их образов хуэз и душ уд.
К этому одна иллюстрация. Всем известны проклятия типа уæ мэггаг аскъуэйæт («чтобы прервалась ваша фамилия»), дæ хуэз фесæфæт (чтобы образ твой потерялся), и т.д. Их смысл в том, что «семь наднебесий» авд уæларвэ, и «семь подземелий» авд дæлзæхэ – это пространства-времена серединной сферы Амонд/Зонд, в которых образы хуэз и души уд витают, прежде чем они снова вернутся и соединятся в соответствии с намечаемым для них очередным амонд.
Это будут новые ступени «рождений-смертей-рождений» дзæуæггаг, которые будут зависеть от земных вестей Уац - от молящихся и на земле (оценки А-МЕН и О-МЕН). Верна ли их оценка - это и есть Разум в испытании уац-а-МОН-гæ! Оценки-проклятия типа дæ хуэз фесæфæт («чтобы исчез твой образ) исключают оскандалившиеся на земных ступенях образы. Так что набор образов таких мэггаг уменьшается и фамилии чахнут.
То же и души – после смерти, на седьмой или девятый день, души «восходят рождениями (Дзау-Ар)» на небо: этот раздел «рождений-смертей-рождений» дзæуæггаг делается обрядом хурмæ-дзæуæггаг («для восхождения на солнце»). На этой ступени души уд проходят небо, звёзды, луну и восходят на солнце. То есть души вливаются в Солнце и греют землю, а от этого зависят земные «рождения» Ар – и это Æрдз («природа»). Это угроза - раз души каких-то фамилий проклинаются, то они на солнце не попадают… Так скандальные фамилии теряют «рождающую силу» Ар-Тау. И все их образы хуэз и души уд делаются бессильны – выражения хуэзæртау дзэ нæй («в этом образе нет рождающей силы»), или удæртау дзэ нæй («в этой душе нет рождающей силы»), или зондæртау дзэ нæй – («в этом уме нет рождающей силы») - это оценки увядания и конца.
Потому что «рождающая сила» Ар-Тау, как и любая сила, имеет нижний порог, за которым это уже не сила... И значит, Ар-Тау – это тот микроразмер жизнеспособного «гена» образов, душ, ума и прочего, от которого ещё возможны восхождения к их полноценной состоятельности. Возможны, но эта возможность зависит от Хуссау и Мон.
И о Мон ещё несколько коротких иллюстраций того, что, кроме миниуæг, входит в раздел распределяемого богом Хуссау амонд.
Это монц, сегодня трактуется как «вожделение, соблазн» - это те неведомые внутренние импульсы, которые побуждают человека к выбору в видимом мире знания Зонд с его «механическим» набором ответов. От этого выбора «механизма» ответа зависит небесный выбор оценки самого человека.
Это монд - «счастье» вообще. Говоря строго, монд - это «счастье, судьба» без конкретного адреса, рассеянная повсюду в этом мире. Если монд имеет адресных носителей, то это уже амонд - «это конкретное счастье/судьба/».
Тут и мондаг, сегодня трактуется как «страсть, радость, желание». И имонау – «изысканный, нежный». Все эти репродукции Мон есть «состояния», которых, исходя из самой «бесконечности разума» Мон, бесконечно много. Но им нет характеристик в языковом выражении - и их невозможно «прожить» в явленном мире Зонд. Можно только постигать в состоянии монэн (MONYN - «разумодеяние-разумоактивность /неявная-неконкретная/», потому что «явно-конкретное разумодеяние» уже не монэн – это амонэн), составляют глубинный амонд каждого индивидуума.
То есть перечисленные проявления Мон – это состояния «пороговые» на выходе в сферу «очевидимого знания» Зонд: они представлены как внутренние импульсы, производные от внутренней сущности и внешне «неконкретно-беспричинно воздействующие». Это в современном понимании глубинные «архетипы психики», имманентные самой природе психологии человека.
Разработанность всесторонних уровней смысла и проявлений разума Мон, выраженная специально созданной (иного просто не может быть) вербальной системой, в центре которой термин Мон, поражает.
Ещё пример: совершенно определённый смысл фæсмон – «послеразумие-послемыслие» (иногда это трактуют как «покаяние» и это абсолютно надуманно). Фæс-Мон – это состояние разума Мон после совершённого деяния, что может сопровождаться и раскаянием, и публичным покаянием, но природа процесса – внутренняя и может вовсе никак не проявляться. От покаяния это отличается в корне, потому что с «отпущением греха /вины и проч./», к тому же не самим богом, а посредником между богом и человеком, обычно - чиновником от церкви, это никак не связано. Это как раз наоборот: человек полностью осмысливает сам свою ошибку или свой высокий поступок, которые имели отрицательный эффект. Поэтому «ошибка», сделанная даже из благородных побуждений, или даже в системе высоких ценностей разума вовсе не ошибка, а «научное открытие», но всё же ошибка в оценках толпы, то это так только в видимом мире Зонд! Тогда как оценивать все поступки надо и в мире Зонд, и в мире Амонд, а это и есть тип «отрезвляющего послемыслия» фæсмон персоны и/или толпы.
И надо видеть во всех «рождениях» Ар, их связь во всё «рождающем ресурсе» Æрдз («природа») – и связь с этим наследственного принципа мэг-уаг: это «семя нрава» как носитель той части амонд, которую составляет нравственность уаг. Транслирующую модель этого, между Мировым Мон и конкретными человеческими амонд, выражает Мин-и-Уæг («разумный нрав» - miniwæg). Это образует высший порядок преемственности по семени мэг породы героев нрава уаг. Всё это развёрнуто также и в «половине» зонд, с его тремя временами чъири, дуг, рæстæг, и в божественном пространстве-времени Мон с его временем заман. В них разворачиваются действия и смыслы исключительных испытаний героев высшей породы духа - как часть контекста качественных показателей нрава миниуæг, прошедших испытание на Истину, то есть – это всё освящённое культом уац-а-мон-гоао…
Источник: uasdan.com |