поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Люди и время
Автор: 00mN1ck / 25 августа 2013 / Категория: Авторские статьи
Люди и времяУвековечивание имени наиболее достойных представителей народа является задачей первостепенной, государственной значимости. Образы людей прошедших трудный и славный жизненный путь оказывают ни с чем не сопоставимое положительное воздействие на формирование мировоззренческих основ подрастающих поколений, воспитывают в них чувство гражданского долга. Каждый народ должен осмысленно гордиться, своими лучшими представителями. Поэтому их имена не должны придаваться забвению, а память о них должна служить укреплению преемственности поколений. К когорте таких замечательных личностей, положивших свою жизнь на алтарь просвещения своего народа, принадлежит доктор сельскохозяйственных наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации Георгий Георгиевич Джанаев (1921-2003 гг.).
С. П. Таболов: сын народа, ученый и педагог
Автор: 00mN1ck / 28 июля 2013 / Категория: Авторские статьи
Знакомству с С. П. Таболовым я обязан двум своим старшим товарищам — Э. К. Каргиеву и В. В. Дегоеву. Несомненно, общественно-политическая деятельность Солтанбека — Сергея Петровича — нуждается в серьезной монографической оценке. В ее основе живительные истоки семейного воспитания, тепло домашнего очага, любовь к людям и уважение людей. Это те непреходящие ценности, которые позволили выходцу из маленького осетинского селения Ставд-дурт стать достойным сыном великой России, человеком, которого во всей Осетии считают выразителем народных надежд и стремлений.
Последнее интервью Сергея Таболова
Автор: 00mN1ck / 19 июля 2013 / Категория: Авторские статьи
Последнее интервью Сергея ТаболоваЗачастую, когда речь заходит о межнациональных столкновениях, мы получаем и воспринимаем информацию на эмоциональном, эмпирическом уровне. Как правило, действия, не поддающиеся логическому объяснению, оцениваются людьми именно так. Тем не менее, сфера межнациональных отношений нуждается сегодня в самом детальном и тщательном изучении. Именно этой проблемой занимается на профессиональном уровне Северо-Осетинский институт гуманитарных исследований.
Наша беседа с директором СОГСИ Сергеем Петровичем Таболовым началась, естественно, с оценки развития ситуации вокруг так называемого осетино-ингушского конфликта за последние месяцы.
Сергей Петрович, отсутствие политико-правовой оценки событий октября-ноября 1992 г. формирует весьма неблагоприятный для осетинской стороны фон. Ведь сегодня редко кто вспоминает о том, кто развязал войну, кто пал первыми жертвами, кто первым начал брать заложников. В расчет берется только один факт — наличие в Ингушетии большого количества беженцев из Владикавказа и Пригородного района.
Аспар
Автор: 00mN1ck / 8 июня 2013 / Категория: Авторские статьи, Аланы, Личности
АспарВизантийские историки Кандид Исавр, Приск Понтийский, Малх Филадельфиец, Олимпиодор, Прокопий Кесарийский, Феофан Византиец, готский историк Иордан, а также историческая литература часто упоминают об аланском роде Аспар-Арбабуриев, который в течение IV —V вв. пользовался неограниченным влиянием в Восточно-Римской империи.
Как известно, в конце IV века н. э. некогда могущественная Римская империя распалась на две части: на Западную во главе с Римом, и на Восточную, или Византийскую с центром в Константинополе. Император, живший в Константинополе, является признанным главой всего римского мира. Следствием кризиса, охватившего Римское государство, стало проникновение в политическую и военную жизнь империи готов, алан, галлов, вандалов и других варваров /слово «варвар» означало в то время «чужестранец»/, которые с большой охотой поступали на военную службу к римским императорам. Главы отдельных дружин получали офицерские чины и формировали отряды их своих соплеменников. Не удивительно, что о готах, гуннах и аланах, служивших в римской армии, сообщают многие писатели древности, например, Латиний Пакат Дрепаний /IV в./, Павлин Пеллейский /IV —V вв./ и др.
Доктринальные условия социально-экономического развития Алании
Автор: 00mN1ck / 24 мая 2013 / Категория: Авторские статьи
Отсутствие территориального единства Алании (Осетии) предопределило отсутствие общности экономической жизни аланского (осетинского) народа. Длительное игнорирование объективного характера данного системаобразующего признака, без наличия которого невозможно полноценное существование нации, препятствует динамичному развитию Алании в целом. Вместе с тем, признание Российской Федерацией и рядом других стран государственного политического суверенитета Республики Южная Осетия создало благоприятные условия как для политического воссоединения юга и севера Алании, так, соответственно, и для формирования единого внутрирегионального рынка. Следовательно, пересмотру подлежит сама основа и перспективы развития национальной экономики прогнозируемого государственного образования Республики Алания. Ключевым вопросом экономических преобразований становится реформа производственных отношений, формирование конкурентоспособной социально-экономической модели развития.
Хидикусское Касутæ: к вопросу о характере религиозных культов в позднесредневековых осетинских святилищах
Автор: 00mN1ck / 17 апреля 2013 / Категория: Авторские статьи
Хидикусское Касутæ: к вопросу о характере религиозных культов в позднесредневековых осетинских святилищахРечь идет о позднесредневековом осетинском святилище Касута (над с. Хидикус в Куртатинском ущелье Северной Осетии), у которого до настоящего времени происходит обряд принятия трехлетних мальчиков в полноправные члены общества. В процессе обряда ребенку крестообразно остригают волосы, а между камней святилища вставляются деревянные модели стрел. Эти ритуальные действия находят близкие параллели по обеим сторонам Кавказа, причем они восходят как к общехристианским традициям, так и к местным дохристианским верованиям. Название святилища происходит от осетинского весеннего праздника Касута и напрямую связано с аналогичным праздником в Грузии, наименование которого является производным от тбилисского храма Квашоети. Авторы выдвигают предположение, что поздняя хидикусская церковь с редким посвящением Святым женам Мироносицам является преемницей святилища Касута. Это косвенно подтверждает факт посвящения нижнего алтаря тбилисского Квашоети жене-Мироносице Марии Магдалине.
Влияние творчества К. Хетагурова на развитие осетинской профессиональной музыки
Автор: 00mN1ck / 23 декабря 2012 / Категория: Авторские статьи
Влияние творчества К. Хетагурова на развитие осетинской профессиональной музыкиКоста Леванович Хетагуров (1859-1906) вошел в историю отечественной культуры как основоположник осетинской литературы, выдающийся публицист, живописец, просветитель конца XIX — начала XX века. Раскрыв богатства души своего этноса другим народам, Коста Хетагуров объективировал духовную жизнь Осетии в формах мирового искусства. Поэт, драматург, художник, общественно-политический деятель, защитник народных интересов, К. Хетагуров уже при жизни был известен далеко за пределами Юга России, в XX веке творчество осетинского классика получило всемирное признание.
В Осетии Коста Хетагуров был и остается не просто национальным классиком, но культовой фигурой, формирующей важные направления духовной жизни народа. По словам академика В.Абаева, «каждый осетин в той мере может считаться достойным сыном своего народа, в какой он ценит и любит Коста». «Мы, осетины, говорим Коста, и душа наша наполняется гордостью и трепетной любовью» —такой оценки не заслужил ни один из национальных художников и героев. Подобно таким ярчайшим представителям национальных духовно-ренессансных движений, как, например, литовец М. Чюрленис или украинец Т. Шевченко, К. Хетагуров стал пассионарной фигурой, на многие годы определившей формы и границы осетинского этнокультурного пространства.
Сакральный центр ир-ас-аланского народа общеарийского значения
Автор: 00mN1ck / 12 декабря 2012 / Категория: Авторские статьи
Придание географическому центру этнической территории ир – ас – алан (осетин) официального статуса Сакрального центра общеарийского значения вытекает из необходимости сохранения для нарождающихся поколений их традиционной духовной культуры. Проблема заключатся в том, что на сегодняшний день безвозвратно утраченными для аланской культуры следует считать духовные центры, некогда расположенные на господствующих высотах бескрайней евразийской степи. Данные центры в силу известных исторических, политических событий перешли под контроль народившихся 1,5 – 3,0 тыс. лет тому назад мировых религиозных конфессий. Именно на этих сакральных высотах Ариана Веджа (арийского простора) в последствии были воздвигнуты многочисленные рукотворные храмы. В текущий период на стадии утраты находятся центры духовной силы и духовного воспитания ир-ас-аланского народа, расположенные в горной Алании (Республики Северная Осетия – Алания, Республики Южная Осетия).
Опасность исчезновения нации и языка при потере самоидентификации личности
Автор: 00mN1ck / 6 декабря 2012 / Категория: Авторские статьи
Опасность исчезновения нации и языка при потере самоидентификации личностиВ 2008 году с международным признанием независимости государства Республика Южная Осетия, аланы-ироны сильнее обратили взоры к возрождению и восстановлению полноценного государства Алании. На сегодняшний день мы глубоко убеждены в том, что государство Южная Осетия будет той платформой, которая послужит рождению полноценного Аланского государства.
Выше сказанное немыслимо без правильного переписания (исправления!) национальных родов, фамилий, патронимий, имён, их звучания и правильной идентификации.
Сегодня ведётся достаточно много дискуссий о правильном написании родов, фамилий, патронимий, имён, и следствием этому стало то, что парламентом Южной Осетии после долгих дискуссий принят закон «О правильности написания осетинских фамильных имен».
Геостратегическое положение Алании в Кавказском регионе
Автор: 00mN1ck / 3 декабря 2012 / Категория: Авторские статьи
С учетом того, что Кавказ является зоной жизненно важных геостратегических, геоэкономических интересов многих государств и даже военно-политических блоков возрастает значимость определения места и роли Алании (Осетии), в протекающих здесь политических и национальных процессах. Расположение Алании (Республика Северная Осетия–Алания, Республика Южная Осетия) в центральной части Центрального Кавказа выводит решение обозначенной задачи в разряд наиболее актуальных как для Алании, так и для Российской Федерации в целом. Во многом от того какие ответы будут даны на выше поставленный вопрос, зависит их дальнейшая будущность.
Политическое воссоединение Алании
Автор: 00mN1ck / 22 ноября 2012 / Категория: Авторские статьи
Анализ и синтез материалов по этнополитической конфликтологии, историографии, развитию национальных процессов на Кавказе свидетельствует о серьезной недооценке руководством России на протяжении всего ХХ века места и значения народа Алании (Осетии) на юге страны. Несмотря на его неоднократные обращения к руководству СССР, РФ, о необходимости политического воссоединения юга и севера Алании эти обращения остаются нереализованными.
Духовное мировоззрение народа ир
Автор: 00mN1ck / 4 ноября 2012 / Категория: Авторские статьи
Народ ир (осетины) переступив черту, отделяющую век ХХ от ХХI века, вступил в новое тысячелетие своей многотысячелетней истории. На пройденном историческом пути он не раз подвергался тяжелым испытаниям. Здесь было все: и радость от блистательных побед и взлетов человеческой мысли, и горечь от тяжелых потрясений и утрат. Тем не менее, несмотря на потрясения, которые не раз разрывали на части единое национальное тело народа ир (ир – ас – алан), ему удалось сохранить свою национальную идентичность, отстоять сакральную часть своей священной родины. В изучении сущности данного феномена, обуславливающего преемственность поколений народа ир, и лежит основное проблемное поле представленной работы.
Общенародный язык - основа развития государственности ир-ас-аланского народа
Автор: 00mN1ck / 21 октября 2012 / Категория: Авторские статьи
Изложенные в данной статье подходы впервые были сформулированы в 1995 году в брошюре «О двух диалектах аланского языка». В последующем они получили свое расширенное толкование в монографиях «Национальная доктрина Алании» (2001 г.), «Национальная доктрина Алании – XXI век» (2005 г.) и других работах. Шестнадцать последних лет, к сожалению, подтвердили неутешительный прогноз, содержащийся в данных работах, согласно которому, непринятие адекватных действительности мер государственного регулирования вопросов, функционирования языка титульной нации, в условиях Республики Северная Осетия – Алания, Республики Южная Осетия приведет к дальнейшей его деградации и, соответственно, усилению внутриэтнической разобщенности.
Общность национальной культуры и национального самосознания народа ир
Автор: 00mN1ck / 12 октября 2012 / Категория: Авторские статьи
Народ начинающий делить свою историю, традиции, язык обречен на то, чтобы, рано или поздно, начать делить свою территорию. Поэтому, обоснование общности языка, территории и культуры ир – ас – аланского (осетинского) народа является задачей первостепенной государственной значимости. От того, насколько объективно внутренние содержание этих важнейших нациообразующих признаков будет отражать историческое прошлое народа, социально-политические реалии современности зависят перспективы развития его государственности.
От национальной идеи к национальной доктрине Алании
Автор: 00mN1ck / 8 октября 2012 / Категория: Авторские статьи
Формирование гражданского общества не отрицает, а, напротив, предполагает определение всеми народами приоритетов своего социально-политического развития. В Алании (Осетии), как и в России, решение этой ключевой задачи во многом свелось к поиску некой «национальной идеи». Именно поиском «национальной идеи» как на федеральном, так и на региональном уровне весь конец двадцатого и начало двадцать первого столетия была занята творческая и научная интеллигенция страны. Обращает на себя внимание многообразие подходов и определений различных авторов, пытающихся сформулировать внутреннее содержание того, что есть «национальная идея». Под «национальной идеей» понимают в отдельности соборность народа, его «укоренение», приверженность к той или иной религии, здоровый образ жизни, приобщение к культурным и политическим ценностям Запада или Востока, построение общества среднего класса и т.д. и т.п.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru