поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Академик Всеволод Миллер и галиатский писарь Илья Дзилихов
Автор: 00mN1ck / 3 марта 2011 / Категория: Авторские статьи
(Из истории становления археологии в Осетии)

Академик Всеволод Миллер и галиатский писарь Илья Дзилихов     О значении исследований В.Ф. Миллера в становлении современного осетиноведения написано уже много. Особые заслуги за ученым традиционно признаются в изучении языка и фольклора осетин, осетинской этнографии и этногенеза. Вместе с тем, научная деятельность В.Ф. Миллера как археолога, на мой взгляд, до настоящего времени не получила должной оценки. На сегодняшний день можно назвать буквально две-три работы, где эта область исследовательских интересов ученого сколько-нибудь подробно освещена [1, 2, 3].
     Здесь, видимо, необходимо напомнить, что Всеволод Миллер был деятельнейшим членом основанного в 1864 г. Императорского Московского Археологического общества, Восточную комиссию которого он возглавил в 1889 г. Он является автором первого серьезного обзора археологических и древних архитектурных памятников Терской области [4] и первым исследователем средневековых могильников у сс. Дзивгис, Лац, Горная Саниба в Осетии, древних христианских храмов и склеповых захоронений горной Осетии, Ингушетии и Чечни. В известном поздравительном адресе, написанном осетинами к юбилею ученого в 1906 г., читаем: «Благодаря Вашим трудам многие другие ученые заинтересовались нашей народностью и дали целый ряд капитальных трудов по исследованию нашей археологии, обычного права и истории…» [Цит. по: 5. С.11]. Именно такая очередность упоминания научных дисциплин, вероятно, не является случайной…
Аксиологические доминанты художественного мира К.Л. Хетагурова-драматурга
Автор: 00mN1ck / 1 марта 2011 / Категория: Авторские статьи, Культура
Аксиологические доминанты художественного мира К.Л. Хетагурова-драматурга     Размышляя о таинственной природе божественного дара великого таланта К.Л.Хетагурова, о его пророческом видении мировых проблем, возникает вопрос: каковы же ценностные предпосылки художественного творчества классика осетинской литературы? Применение критерия «ценность» органично аксиологической природе литературы, где ценности являются стержнем художественного произведения.
     В аксиосфере К.Л.Хетагурова главенствующее положение занимают этнические ценности осетинского народа, которые способствовали формированию мировоззрения писателя и обусловили направление его общественной и литературной деятельности.
     Не менее значимы в его творчестве гражданские ценности, идеалы свободы, равенства, братства – демократические, гуманистические идеалы, относящиеся к общечеловеческим ценностям и имеющие своей целью не революционное разрушение, а созидание. Во имя гражданских ценностей Хетагуров жертвовал личной свободой и благополучием.
Сывæллæтты литературæ æмæ хъомылады фарстатæ (Дауырæйы сфæлдыстады бындурыл)
Автор: 00mN1ck / 26 февраля 2011 / Категория: Авторские статьи, Литература
     Сывæллæтты литературæ. Егъау æмæ вазыгджын у йæ нысаниуæг нæ æрвылбоны царды. Саби фыццаг хатт йæ къухмæ чиныг куы райсы, уæд райдайы йæ даргъ, цымыдисаг æмæ зæрдæрайгæ фæндаг дзырдаивады алæмæттаг дунемæ.
     Йæ зæрдæйы хъарм æмæ йæ хъæздыг æвзаг сабитæн æнæвгъауæй чи лæвар кæны, уыдонæй иу у Дауырæ (Сланты-Дауыраты Зоя) дæр. Дауырæйы хорз зонынц ирон газеткæсджытæ, чиныгкæсджытæ. Мыхуыры йын рацыд цалдæр чиныджы: «Мæ къонатæн, мæ хуртæн» (1990), «Сæдæйысæр» (2000), «Мæ чысыл хуртæн» (2002), «Азæлд» (2003). Абон нæ ныхасы сæр сты сывæллæттæн цы уацмыстæ фыссы, уыдон.
Лирико-философские мотивы повести А. Кодзати «Прости меня, Дзерасса»
Автор: 00mN1ck / 26 февраля 2011 / Категория: Авторские статьи, Литература
Наиболее продуктивной формой лирической прозы является повесть. «Когда-то и где-то было прекрасно сказано, что «повесть есть эпизод из беспредельной поэмы судеб человеческих». Это очень верно; да, повесть – распавшийся на части, на тысячи частей, роман; глава, вырванная из романа. Есть события, есть случаи, которых, так сказать, не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредоточивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. Ее форма может вместить в себя все, что хотите – и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни».
Бадел генеалогических преданий осетин
Автор: 00mN1ck / 31 января 2011 / Категория: Авторские статьи
Бадел генеалогических преданий осетинОдной из особенностей преданий (генеалогических особенно) является не просто фиксация исторических фактов, а их отражение в связи с определенной мировоззренческой моделью. Родословные рассказы появились далеко не на первом этапе становления классового общества и представляют собой продукт его развития. Данные произведения создавались с целью идеологического обоснования привилегий, «законности» основ господства над трудящимися и возможности эксплуатации крестьян. Вообще ни один эксплуататорский класс во всех антагонистических обществах не отказался от попытки оправдать свое господство средствами идеологического воздействия. Реакцией на «аристократические» предания стало возникновение «демократических» вариантов, т. е. бытовавших среди горской бедноты рассказов о первопредках феодалов. Субъективность обоих типов произведений устного народного творчества не вызывает сомнений. Тем не менее из-за чрезвычайной скудности источниковой базы изучение средневековой Осетии без привлечения критически обработанного фольклорного материала практически невозможно. Попытка 3. Н. Ванеева при помощи гипотез и ретроспективного метода анализа этнографических сведений (чуть ли не конца XIX в.) воссоздать историю алан-овсов XII — XIV вв. оказалась не совсем удачной. Обращая на это внимание, В. А. Кузнецов и М. В. Бибиков указали и на некоторые ошибочные результаты, полученные при помощи такого метода. Учитывая фрагментарность материалов XII — XIV вв., Б. В. Скитский рекомендовал обращаться к фольклору, который он считал «основным источником для познания» генезиса феодализма в Осетии. Правда, ученый ограничился лишь постановкой вопроса и не развернул свой тезис.
К какому храму ведёт осетинская дорога?
Автор: 00mN1ck / 21 января 2011 / Категория: Авторские статьи, Религия
Конец истекшего года имеет шансы на то, чтобы войти в историю как начало переломного периода в идеологическом развитии нашего государства. Декабрьские события в обеих столицах и других городах страны вскрыли всю пагубность и недальновидность политики игнорирования духовных аспектов жизни общества. Поэтому не может не вызывать удовлетворения то, что все чаще в выступлениях руководителей государства звучат слова о необходимости возрождения нравственных устоев общества, укрепления традиционных духовных ценностей народов страны. При этом особо подчеркивается тезис о том, что сила и устойчивость российского государства всегда обеспечивались его уникальным многонациональным характером, богатством его культурного разнообразия. Кажется, наконец-то приходит понимание того, что российскую гражданскую нацию следует представлять не иначе как единство различий, что устойчивое развитие страны должно базироваться не на унификации ее культурного пространства, а, как это ни парадоксально, на сохранении и развитии многообразия культурных форм. Для России не может быть перспективной культурная политика, которая допускает упадок национальных культур ее народов и ведет, таким образом, к их духовному опустошению и деградации. Только в своих духовных традициях народы страны могут черпать силы для гармоничного развития, только на основе заложенных в них нравственных ценностей могут формироваться новые поколения полноценных граждан.
К проблеме изучения осетинской интеллигенции второй половины XIX начала XX вв.
Автор: 00mN1ck / 22 декабря 2010 / Категория: Авторские статьи
Осетинская интеллигенция не становилась предметом самостоятельного комплексного исследования, но отдельным ее представителям — участникам народно-демократического и революционного движения, известным поэтам, писателям, общественным деятелям — посвящено немало исследований. Изучение обозначенной проблемы требует систематизации многочисленных исследований по общим проблемам истории и культуры Осетии, а также по отдельным профессиональным группам интеллигенции.
Национально-культурная автономия на Северном Кавказе: исторический опыт и современные проблемы
Автор: 00mN1ck / 2 октября 2010 / Категория: Авторские статьи, Современность
Национально-культурная автономия на Северном Кавказе: исторический опыт и современные проблемыВ современных условиях во многих странах и регионах социокультурный и этнический факторы оказывают решающее влияние на весь ход политического и общественного развития. Анализ и изучение этого процесса носит междисциплинарный характер. Социологи, политологи, историки, культурологи, психологи, экономисты и другие специалисты пытаются дать ответы на многочисленные вопросы и выстроить модель дальнейшего развития отдельных обществ или целых государств с позиций современных глобальных трансформаций, а также насущных потребностей целого народа или отдельно взятой личности. Важнейших решений требует от политиков и этнонациональный вопрос, который является одним из центральных в новых исторических условиях начала XXI века как в России, так и большинстве стран мира. Связано это с ростом значимости культурной идентификации общества, отдельных социально-культурных групп и каждой личности в условиях преобразования общественных отношений, экономики и культуры. К тому же, глобализация по-новому ставит задачи сохранения и развития национальной самобытности каждого народа, вызывая активный рост интереса к защите традиционных духовных ценностей, нравственных норм, обычаев и других форм самоопределения и функционирования этноса как социокультурной целостности.
Взаимоотношения Осетии и Чечено-Ингушетии (Республики Ингушетия) и их интерпретация: мифы, политические спекуляции и поиски исторической объективности
Автор: 00mN1ck / 19 сентября 2010 / Категория: Авторские статьи, Современность
Взаимоотношения Осетии и Чечено-Ингушетии (Республики Ингушетия) и их интерпретация: мифы, политические спекуляции и поиски исторической объективностиАнализ историографии Чечено-Ингушетии (Республики Ингушетия) позволяет выделить несколько направлений, по которым, на мой взгляд, обнаруживаются наиболее существенные ошибки, рельефно выраженная тенденциозность, фальсификация и явная антиосетинская настроенность. К первому направлению можно отнести публикации, где вопреки очевидным фактам истории «доказывается», что Сталин, Берия, Кобулов и другие организаторы и исполнители выселения чеченцев, ингушей, других репрессированных в годы войны народов были будто бы этническими осетинами. Авторы этих публикаций необоснованно заявляют о том, что выселение ингушей было организовано Сталиным и его ближайшим «осетинским окружением» исключительно в пользу осетин и Осетии. Второе направление объединяет, на мой взгляд, публикации, где «доказывается» обоснованность ошибочного тезиса о том, что столицей современной Ингушетии обязательно должен быть город Владикавказ. В этой связи запускается «в научный оборот» слишком много ошибок и версий относительно объединения в 1934 г. Чеченской и Ингушской автономных областей и образования единой Чечено-Ингушской автономной области с центром в г. Грозном и передачи г. Владикавказа Северной Осетии.
Социокультурная проекция проблемы обустройства жилого пространства владикавказцев в 50-е - 60-е годы XX века
Автор: 00mN1ck / 12 сентября 2010 / Категория: Авторские статьи, Новая история
Социокультурная проекция проблемы обустройства жилого пространства владикавказцев в 50-е - 60-е годы XX векаИз «трех китов», на которых держится жизнь обычных людей вне работы и политики, - пищи, одежды и жилья - определяющую роль в судьбе человека играет дом. Понятие «дома» многогранно. Оно включает и архитектурное строение, и место, где духовная атмосфера наиболее комфортна для конкретной личности (отсюда выражение «как у себя дома»). Это и система организованного хозяйства, и комплекс родовых связей людей. То есть, дом - это все то, что включает материальные и духовные начала существования человека. Значимость дома в жизни обычного человека и определяет исследовательский интерес к данной проблеме.
В предлагаемой работе рассматривается вопрос освоения и обустройства рядовым городским обывателем своего жилого пространства в годы послевоенной модернизации, когда серьезные перемены в политической и социально-экономической сфере вносили содержательные изменения в частную жизнь горожан. Обращение к данной теме, на примере Владикавказа*, позволяет глубже исследовать специфику повседневной жизни российского провинциального полиэтничного города на фоне общественных преобразований 1950-1960-х годов, создать более полную картину жизни городского социума, так как реалии советской повседневности уравнивали и объединяли горожан почти независимо от уровня их образованности, генерационной, тендерной и национальной принадлежности.
Ирон куывд
Автор: 00mN1ck / 12 сентября 2010 / Категория: Авторские статьи
Осетинское слово «куывд» на русский язык переводится как молитва. Традиционное сознание осетин «идентифицирует его с формой жертвоприношения и способом поклонения небесным силам» (Уарзиати В. Избранные труды. Кн.1 Проект-Прессс. Владикавказ 2007. С.120). Осетинские куывды (общественные молитвы) ошибочно сводить только к коллективным трапезам, они включают в себя, как неотъемлемую составную часть также и песнопения, и танцы. В былые времена куывды сопровождались игрищами, состязаниями в силе, ловкости управления конём, меткости стрельбы и владения холодным оружием. Этнографы достаточно подробно описали ритуалы и обряды, сопровождающие коллективные молитвы осетин. Сделано это было основательно и подробно. Причем, исследования проводились в период, когда традиционная религиозная культура в Осетии была для подавляющего большинства населения единственной формой существования и способом выражения национального духа. Поэтому здесь мы сосредоточимся не на внешней, обрядовой стороне куывда, а постараемся проанализировать коллективную молитву с психологической точки зрения, выявив её смысловое содержание, роль в религиозной практике, её мировоззренческое значение.
Древняя традиция в общественном строе осетин—алагирцев первой половины XIX века
Автор: 00mN1ck / 6 сентября 2010 / Категория: Авторские статьи, Новая история
Древняя традиция в общественном строе осетин—алагирцев первой половины XIX векаАлагирское общество Осетии (Уæлладжыры ком, Уæлладжыр) расположено в бассейне реки Ардон от слияния рек Нардона, Цмийагкомыдона, Мамисондона и Адайкомыдона на юге и до местности Ныхас между Бизом и Тамиском на севере. Алагирским обществом называют иногда все население Ардонского бассейна, включая в это понятие Туалгом (в русских источниках известный под названием Наро-Мамисонского общества). Такое расширительное толкование неприемлемо с исторической точки зрения, и автор этих строк использует термин Алагирское общество как синоним осетинского Уæлладжыры ком, что строго соответствует употреблению этого названия в документах.
Тотемические воззрения в генеалогических преданиях осетин
Автор: 00mN1ck / 15 августа 2010 / Категория: Авторские статьи, Осетинские фамилии и личные имена
Тотемические воззрения в генеалогических преданиях осетинДля разрешения этногенетических вопросов общепризнана важность преданий. По мнению фольклористов, основная функция их познавательно-информационная. Своеобразие этих произведений несказочной прозы проявляется «в общей установке на достоверность приведенного рассказа». Тематика их неисчерпаема и характеризуется своеобразными сюжетными мотивами. Это дает возможность выделить виды преданий.
От Кавказа до Волги
Автор: 00mN1ck / 9 августа 2010 / Категория: Авторские статьи
Осы или осетины – народ численностью около 225 000 жителей, живущих в Осетии, к западу от нашего пути к северному склону Кавказа. Многое было сказано и написано о них со стороны ученых. Основная идея состоит в том, что они являются потомками индоевропейских аланов и, возможно, даже массагетов и сарматов упомянутых Геродотом. Они были названы Ossilians Птолемеем (2 век до н.э.), и асами и аланами арабскими и средневековыми автороми. В русских летописях с начала 12 века они были названы Яс или Jossi. Осетины называют себя именем Ироны, которое, как считается то же, что Aryon, исходная форма для этнонима Аланы, но некоторые считают, что Ирон просто другое слово для иранцев. Язык их индоевропейский индо-иранской ветви, и полностью отличается от языков Северного и Южного Кавказа. Они должно быть прибыли на Кавказ с севера, и были широко распространены на юге России в течение первых веков нашей эры, где они обитали в нижней части реки Дон. Это имя действительно осетинское слово для воды, который и является составной частью многих речных имен на Северной стороне Кавказе, как и Aр-Дон (= яростные воды) и другие. Азовское-море, на чьём восточном побережья осетины жили, скорее всего, также получил свое название от них.
Родственные связи осетинской и ингушской аристократии
Автор: 00mN1ck / 10 июля 2010 / Категория: Авторские статьи, Новая история
Родственные связи осетинской и ингушской аристократии«На юго-восток от укрепления Джераховского (по Военно-Грузинской дороге) идет глубокое ущелье, образуемое течением р. Арм-хи (Кистинка), в котором обитают два горских общества: Джераховское и Кистинское; далее, за гребнем Коджар-Догушты, служащим перевалом в ущелье р. Ассы, лежат поселения галгаевцев и цоринцев; на востоке же от последних, по р. Гехи, обитают акинцы и по р. Фортанг - мереджинцы. В 1865 г. эти шесть обществ составляли Горский участок Ингушевского округа. (Два последних в 1866 г. отделены и присоединены к Аргунскому округу).
Это описание оставил известный исследователь Н.Ф. Грабовский, побывавший в горах Ингушетии во второй половине XIX в. Правда, он отмечал, что «между описываемыми горцами сословных подразделений не существует».
Однако Комиссия по разбору личных и поземельных прав горцев в 1859 г. констатировала: «Между назрановцами, карабулаками и горцами Ингушского округа существуют известные фамилии».
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru