поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Чувашско-осетинские параллели
Автор: 00mN1ck / 3 октября 2011 / Категория: Авторские статьи
Чуваши и осетины относятся к разным языковым семьям, имеют собственные пути культурного развития и проживают в разных регионах. Однако их религии содержат одни и те же субстраты. Действительно, с осетинами у чувашей общность даже на уровне этнонимов. Если на Кавказе предков чувашей называли савиры/савары, то в языке современных сванов сохранилось аналогичное название древних осетин — савиары. До сих пор сохранились савирские следы в топонимике Осетии.
Савиры подвергались глобальной иранской «переработке» — в антропологическом, культурном и лингвистическом отношениях. Приведенные чувашско-осетинские параллели могут показаться случайными или типичными для многих народов. Тем не менее, мы не можем упустить из вида системный ряд фактов, если речь идет о самых глубинных пластах религии двух древнейших народов.
Диалектика общественной жизни и ее отражение в народной афористике осетин
Автор: 00mN1ck / 6 сентября 2011 / Категория: Авторские статьи
Фольклор возникает в обществе и отражает его специфическими средствами. Пословицы и поговорки составляют один из жанров фольклора. Как явление фольклора «... паремии обладают ... тремя структурными планами: планом лингвистической (и композиционной) структуры, планом логической (и семиотической) структуры и планом реалий».
Как продукт устно — поэтического творчества народа в пословицах используются различные художественно — выразительные средства — тропы: метафора, эпитет и др.
Исследователи пословично — поговорочный жанр относят к философским жанром фольклора. Признано, что он сыграл важную роль в становлении философии как особой формы общественного сознания.
Аллюзии Нартовского эпоса в творчестве Коста Хетагурова
Автор: 00mN1ck / 4 сентября 2011 / Категория: Авторские статьи
Аллюзии Нартовского эпоса в творчестве Коста ХетагуроваВ истории мировой цивилизации нет незначительных периодов. Тем не менее, каждый народ обнаруживает в процессе своего развития некий момент, ставший определяющим в его истории и на много десятилетий наметивший дальнейший путь формирования культурного облика нации.
Для России такой точкой отсчета стала петровская эпоха, обозначившая ориентацию на Запад и отделившая историю Древней Руси от истории абсолютистской империи, сформированной усилиями Петра 1 и его сподвижников. Именно в 1-ю треть 18 века определился характер светской русской культуры.
В истории Осетии эпохой, когда наметился облик новой национальной культуры, стала последняя треть 19 века. Именно в это время формируется осетинская духовность, носителем которой стала молодая генерация национальной интеллигенции, осознавшей свою ответственность перед будущим своей родины. Осетинские интеллигенты-патриоты мечтали увидеть свой народ озаренным светом культуры, как национальной, так и мировой.
GAPPO BAJEW ÜND DIE OSSETISCHE LITERATÜR (Гаппо Баев и осетинская литература)
Автор: 00mN1ck / 2 сентября 2011 / Категория: Авторские статьи
В статье рассматривается роль Г.В. Баева в развитии осетинской литературы. Особое внимание уделено его «германскому» периоду жизни: деятельности в Берлинском семинаре восточных языков, сотрудничеству с издателем Ельбуздуко Гутновым, в результате чего в печати появились такие произведения, как «Ирон фæндыр» К.Л. Хетагурова (издание 2-е), «Æфхæрдты Хæсæнæ» А. Кубалова, «Вильгельм Телль» Шиллера в переводе Ц. Амбалова. Автором статьи выявлены факты сотрудничества Гаппо Баева с немецкими учеными Вольфгангом Лентцем, Карлом Хаданком и др., которое во многом способствовало популяризации осетинской культуры. Характеризуя общественную мысль эпохи, автор указывает на существование в ней двух противоположных направлений — революционно-демократического, представленного творчеством К. Хетагурова, и либерально-монархического, отразившегося в литературной деятельности Гаппо Баева.
Адресаты любовной поэзии Коста Хетагурова
Автор: 00mN1ck / 2 сентября 2011 / Категория: Авторские статьи
Адресаты любовной поэзии Коста Хетагурова150 лет тому назад осетинский народ явил миру гений Коста Хетагурова. Его роль в истории Осетии неоценима. Коста — целая эпоха в истории нашего народа. То, что он сделал, не под силу даже нескольким поколениям на протяжении столетий. За короткий период жизни Коста сотворил осетинское художественное слово, стал основоположником осетинской литературы и литературного языка, первым художником, первым драматургом, первым публицистом, прекрасным этнографом. Коста — великий гражданин Осетии, ее духовный пастырь.
Перефразируя известного исследователя творчества А.С. Пушкина Г.Макогоненко, можно сказать: Коста сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого раннего детства своими прекрасными детскими стихами «Гино, гино, гис...», «О уасаг, уасаг...» и др. В юности он первым пытается пробудить в нас патриотические чувства и национальное самосознание, учит нас ценить свободу и любовь, «простить врагам своим, в ответ на их проклятья, страдать за них, любя, страдая, их любить...». К зрелости для каждого из нас открывается свой Коста. художественный мир которого — громаден, мудр и неповторим.
Осетины на Ближнем Востоке: поселение, адаптация, этносоциальная эволюция (краткий очерк)
Автор: 00mN1ck / 23 августа 2011 / Категория: Авторские статьи, Новая история
Мусса Алхасович КундуховЕдиничные миграции осетин в страны Ближнего Востока имели место еще в аланскую эпоху и осуществлялись главным образом по веками налаженным каналам черноморской работорговли. Известно, например, что среди черкесских мамлюков в средневековом Египте было несколько лиц явно аланского происхождения. Можно предполагать, что и в более поздние эпохи отдельные представители осетинского этноса попадали в качестве рабов или наемных солдат в Османскую империю, Иран и арабские страны, не выделяясь, однако, из общей массы северокавказцев, именуемых со-бирательным термином «черкесы».
    Сравнительно массовое переселение осетин на Ближний Восток, положившее начало формированию осетинской диаспоры, произошло лишь на заключительном этапе Кавказской войны и представляло собой одно из звеньев гораздо более масштабного явления — исхода (частью добровольного, но в основном вынужденного и насильственного) горцев Северного Кавказа в Османскую империю, так называемого мухаджирства (от арабского мухаджир «переселенец»).
    Причины и конкретные обстоятельства миграции осетин известны в своих основных чертах. В отличие от Северо-Западного Кавказа, в Осетии мухаджирство не было результатом официальной политики выдавливания или изгнания коренного населения. Переселение скорее явилось здесь формой реакции части традиционного осетинского социума на форсированное утверждение в регионе военно-колониального режима, принявшего особенно выраженные черты после окончательного покорения Восточного Кавказа и пленения имама Шамиля в 1859 г. Несомненно, в какой-то степени уход в османскую Турцию можно рассматривать как отклонение отдельными группами осетинского общества навязываемого им имперского варианта социальной модернизации.
Определение семантико-стилистических функций топонима Терек в языке поэзии К.Л. Хетагурова
Автор: 00mN1ck / 18 августа 2011 / Категория: Авторские статьи
Выбор топонимики, и, в частности, ее места и роли в языке художественной литературы не случаен и связан с тем, что уже первые наблюдения над функциями топонимов в публицистике К. Л. Хетагурова показали широкие семантико-стилистические возможности этих языковых средств в локальной контекстуальной ситуации, в создании глубоких по смыслу подтекстов и повышении степени эмоционального накала каждого из топонимов, включенного автором в тот или иной художественный текст.
Такое своеобразие проявления топонимов характерно для произведений различных жанров у К. Хетагурова, и особенно в языке поэзии.
Так, в стихотворении «Владикавказ» топоним Терек, окруженный в конкретном малом контексте языковыми единицами, представляющими собой художественно-образные средства ражения, превращается в яркий изобразительный компонент.
Метафорический образ и способы его отражения в языке
Автор: 00mN1ck / 10 августа 2011 / Категория: Авторские статьи
О метафоре и ее проявлениях существует в лингвистике достаточно большое количество не только отдельных статей, но и крупных монографических работ, как общетеоретического характера, так и практической реализации в различных языках.
В нашей статье речь пойдет о метафорических процессах, происходящих в осетинском языке (в контексте общей теоретической мысли) и их роли в создании новых семантико-стилистических новообразований, которые в свою очередь закрепляются в языке в виде новых коннотативных смыслов существующих лексем или новых фразеологических оборотов.
Мифопоэтический комплекс сна в осетинской традиционной культуре (на материале стихотворения Коста Хетагурова «Лæгау»)
Автор: 00mN1ck / 12 июля 2011 / Категория: Авторские статьи, Культура
Составляя в среднем около одной трети человеческой жизни, сон представляет собой такой род деятельности (точнее, вынужденного бездействия), который не может оставаться вне культурного осмысления. В современной гуманитарной науке существует достаточно обоснованное мнение о том, что с точки зрения традиционного сознания сон равносилен смерти. Известный исследователь славянской традиционной культуры Н. И. Толстой в этой связи отмечает: «Как смерть, по народным представлениям, не является концом жизни, а лишь переходом ее в другое состояние, так и сон есть временный переход в другое состояние, в «параллельную жизнь», ... сон - посещение «того» света,... сон - это открытие границы между тем и этим светом» [1, 91]. Тем самым для традиционной культуры сон становится основой метафизики, взглядом в потусторонний мир, опытом освоения неизведанного.
Римско-Католическая школа во Владикавказе
Автор: 00mN1ck / 8 июля 2011 / Категория: Авторские статьи, Новая история
В конце 1893 года начальник Терской области потребовал от начальников округов сведения о римско-католических церквах, причем в наискорейшем времени, и, в частности, при каких римско-католических церквах имеются благотворительные заведения, когда они возникли, и вообще «все сведения, могущие дать более подробное представление о каждом учебном заведении или благотворительном заведении при римско-католических церквах».
Поздние сарматы на границах Рима
Автор: 00mN1ck / 5 мая 2011 / Категория: Авторские статьи, Сарматы
Поздние сарматы на границах РимаЗакат сарматской эпохи в IV в. н. э. ознаменовался бурными военными событиями, в которые были втянуты и некоторые сарматские народы, предки которых некогда были хозяевами обширнейших территорий Евразии. Но к указанному периоду владения сарматов резко сократились, ограничиваясь землями на западе Восточной Европы. Здесь, в первую очередь, сарматы сталкивались с германскими народами, а также с хоть и слабеющей, но все еще достаточно могущественной, жестокой и коварной Римской империей. Современные исследователи, как представляется, уделяют мало внимания данным событиям, которые, на мой взгляд, могли бы дать в их руки весьма важную информацию о сарматских традициях.
В начале 330-х гг. владения сарматов становятся объектом военного вторжения. Исидор Севильский сообщает о нападении на области сарматов готов (Isid. Hist. 5). Иордан фиксирует вторжение готов под предводительством Визигойя, ставшего впоследствии героем эпических песен, в земли сарматов, для чего было необходимо переправиться через большие реки - Тизию, Тибизию и Дрику. Причем, Иордан замечает, что Визигойя погиб от сарматского коварства (Sarmatum dolo occubuit) (lord. Get. 48, 178). Исследователи видят в данном сообщении отражение обращения терпевших неудачи сарматов за помощью к Риму.
Осетинское историко-филологическое общество
Автор: 00mN1ck / 4 мая 2011 / Категория: Авторские статьи
Осетинское Историко-филологическое общество было основано в 1919 году. Задолго до его появления представители осетинской интеллигенции пытались объединить усилия по изучению и популяризации своей истории и культуры. Были созданы издательское общество «Ир», кружки и общества просветительской и образовательной направленности. Этот активно развивающийся культурный процесс был прерван циркуляром Министерства внутренних дел России (1910 г.), который ограничивал деятельность национальных обществ как «угрожающих общественному спокойствию и безопасности». В 1911 году С. Такоев, А. Кануков, К. Дигуров и А. Джанаев-Хетагуров пытались создать осетинское литературно-драматическое общество, но местные власти решили, что оно «послужит усугублению национальной розни между осетинами и другим населением».
Осетинская крестьянская семья в условиях развития капиталистических отношений
Автор: 00mN1ck / 9 апреля 2011 / Категория: Авторские статьи, Новая история
Осетинская крестьянская семья в условиях развития капиталистических отношенийИзучению осетинской традиционной семьи было посвящено немало исследований дореволюционных и советских ученых. В их работах получили освещение такие вопросы как время бытования, система управления, организация труда, хозяйственные и имущественные отношения, причины семейных разделов, семейная обрядность.
Но во всех перечисленных работах речь идет только о большой семье, а семейная организация осетин в рассматриваемое время была представлена и другими формами. Это неразделенные и малые индивидуальные семьи, которые оказались совершенно не изученными.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы выявить изменения, происходившие в осетинской крестьянской семье (ее численности, структуре, внутреннем строе, организации хозяйства, взаимоотношениях членов семьи и т. п.) под влиянием развивавшихся капиталистических отношений. В этнографических работах, посвященных семье, семейному быту многих народов, обычно воспроизводится традиционность, патриархальность жизни крестьян. А механизм перехода от традиции к инновации, процесс и формы трансформации традиционного семейного быта под влиянием социально-экономических факторов очень редко рассматривается в работах этнографов.
К истории художественного перевода в осетинском литературоведении
Автор: 00mN1ck / 21 марта 2011 / Категория: Авторские статьи
      Художественный перевод - наиболее активная форма литературных связей, важная для любой национальной литературы. Осетинские писатели всегда имели особенно интенсивные творческие связи с русской литературой. Установившимся отношениям дружбы и сотрудничества между народами, их духовному родству во многом способствовали литература и искусство народов России,в частности переводческая деятельность. Вопросы переводимости иноязычной литературы, количество и качество ее стали иметь определяющее значение при оценке литературного процесса в той или другой стране.
      История художественного перевода в осетинской действительности восходит к рубежу XIX-XX веков. Началась она с переводов книг церковного содержания на осетинский язык и через переводы произведений устного народного творчества перешла на новый, более высокий, профессиональный уровень - переводы художественной литературы с русского на осетинский и наоборот.
Поэзия Г.Плиева: поиски эстетического идеала
Автор: 00mN1ck / 18 марта 2011 / Категория: Авторские статьи
      В военной лирике народного поэта Осетии Г.Плиева личность человека, участника Великой Отечественной войны, показывалась в двойном освещении; во-первых, со стороны среды и автора, во-вторых, с точки зрения коллектива и индивидуума. Среда в стихах Г.Плиева того времени – не только военная обстановка, окопы и боевые товарищи по оружию, отступления и победы, бои и короткие передышки между сражениями, но и те социально-исторические и нравственно-политические факторы, которые определяли поступки и действия солдат и тружеников, ковавших победу в тылу. Поэт конкретизировал свои представления об эстетическом идеале, связав их с основными этапами жизни своего народа, с теми изменениями, которые произошли в социально-экономической и культурно-политической жизни народов нашей многонациональной страны. А произошло многое: кончилась сталинская эпоха, началась иная, с быстрой сменой руководителей Советского государства; на духовную жизнь людей стали влиять многие объективные и субъективные факторы. Поэт итожил виденное и переосмысленное в своих поэтических произведениях. Во многих стихах поэта сила духа представала как основной критерий оценки личности.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Спектакль про непридуманное
  • Кусочек армянского солнца
  • Северный адреналин
  • К проблеме этнорелигиозной самоидентификации современных осетин
  • Цветная жизнь - заслуженному художнику РФ Ушангу Козаеву – 65
  • Долго будет Карелия сниться
  • Дочь солнца
  • В согласии с судьбой
  • Турецкая осень "Сармата"
  • Искусство осетинской примадонны
  •   Архив
    Декабрь 2017 (15)
    Ноябрь 2017 (48)
    Октябрь 2017 (48)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru